«Наш ответ Зальцбургу»
ХI Зимний международный фестиваль искусств снова перещеголял самого себя масштабом и насыщенностью программы, умудрившись в который раз объять необъятное. С 16 по 25 февраля под фестивальные знамёна впервые встали одновременно несколько сценическо-экспозиционных площадок курорта: Зимний театр, Органный зал, Концертный зал «Роза Холл», Художественный музей, колледж искусств, морвокзал, отель «Жемчужина», где проходили концерты, спектакли, выставки, лекции, мастер-классы, занятия в школе для журналистов, пишущих на темы культуры, и статусные деловые встречи арт-менеджеров из разных стран.
Уже не первый год совместно с Санкт-Петербургским международным культурным форумом, Европейской ассоциацией фестивалей (EFA) и Министерством культуры РФ Зимний фестиваль искусств организовывает специализированную международную выставку-конференцию. В этом году её посвятили теме: «Кооперация. Создание уникального культурного продукта. Долгосрочное развитие культурного пространства», традиционно обеспечив широкую палитру докладов и докладчиков с бесконечным списком регалий.
Год от года «главное культурное событие зимы в России», проводимое в южной столице Русским концертным агентством под патронажем маэстро Башмета, становится всё многограннее, фундаментальнее и ярче. Приезжающие сюда мировые звёзды и звёздные коллективы, многонациональная армия поклонников Искусства и представители ведущих СМИ формируют тенденции развития российской культуры и не только. С 2011 года фестиваль является членом Европейской ассоциации фестивалей, а с 2017-го – членом Международной театральной лиги «Шёлковый путь» (первым от России).
И не удивительно, что на нынешнем стартовом гала-концерте министр культуры РФ Владимир Мединский сравнил проект Юрия Абрамовича с зальцбургским: «Постепенно фестиваль становится тем, что изначально Башмет и придумал, – нашим ответом Зальцбургу, большим, комплексным мероприятием». А мэр Сочи Анатолий Пахомов поздравил маэстро с 65-летием и наградил знаком почета «Признание и почёт сочинцев»: «Вручаю от имени всех сочинцев. Видите, как они любят, когда мы вас награждаем. Доплаты к пенсии будете получать у нас, вы знаете об этом». Более того, испросил у юбиляра согласие на получение звания «Почётный гражданин города-курорта Сочи».
Однако в контексте звонкой фразы министра и награды градоначальника возникают вопросы, проецирующиеся на весь сочинский «колосс искусств».
Во-первых, трудно себе представить, чтобы какой-нибудь из концертов Зальцбургского фестиваля, не смотря на аншлаг, задержали бы на 50 минут ради федерального (или муниципального) чиновника, не успевающего к началу. На открытии XI Зимнего фестиваля искусств в Сочи, собравшем в Зимнем театре свыше тысячи человек (!), согласны были ждать, кажется, и дольше. Хотя ждали явно не маэстро Башмета.
Нет, отдельных представителей российского истеблишмента рады терпеливо дожидаться короли, президенты и Папа римский. И даже в Европе это уже считается чуть ли не бонтоном. Но здесь-то приветственное слово лидера нации не планировалось. Он напутствовал фестиваль в прошлом году. Так зачем же с европейскими кальками да к нашим деревенским обычаям? Контекст уж больно издевательский.
Во-вторых, Юрий Абрамович давно создал себе в Сочи нерукотворный памятник и внёс немалую лепту в гонке города за статус «Олимпийской столицы». Т.е. достоин стать «почётным гражданином» не меньше, чем Константин Эрнст, награждённый званием 29 октября 2015-го, или Александр Масляков (26 октября в 2016-м). Но олимпийский мэр из года в год со сцены Зимнего театра или на пресс-конференциях по случаю открытия фестиваля кормит «настоящего патриота Сочи» обещаниями осчастливить заветным значком. На большее креативности, широты жестов и взглядов, а также объективной оценки при расставлении приоритетов пока не хватило. А ведь вычислить юбилейную дату со дня рождения маэстро и вспомнить о его заслугах можно было и в 2017-м. Однако в прошлом году в список кандидатов, кстати, размещённый на сайте Городского собрания Сочи, Юрия Башмета вообще не включали. Поэтому мэрское прошение согласиться на награду как-то коробит.
Много ли подобных организационных «ложек дёгтя» было в сумме, судить не берусь. Не это главное. Главное, что фестиваль состоялся, окрылив сочинцев и гостей курорта зимне-весенней полифонией чувств и красок. Это и премьера «Пиковой дамы» в авторской версии маэстро Башмета, режиссёр – Павел Сафонов. И древняя китайская опера «Легенда о нефритовой заколке» в постановке Пекинского театра «Northern Kunqu». И спектакли «Рамона» и «Сталинград» Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе. И знаменитая постановка Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь» с артистами Академического театра имени Ленсовета. И балетная постановка Мауро Бигонцетти «Средиземноморье», а также упоительный вечер фаду с бесподобной португальской исполнительницей Терезой Салгуэйро.
С успехом прошли мировая премьера нового произведения Александра Чайковского «Слово о полку Игореве», где солировал Юрий Башмет, а текст читал Михаил Ефремов, мировые премьеры сочинений Алексея Сюмака и Кузьмы Бодрова. Конечно же, маэстро участвовал в фестивальных концертах и в качестве дирижёра своих коллективов: лауреата премии «Грэмми» Камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Среди солистов – Ольга Кульчинская (сопрано), Валерия Абрамова (скрипка), Констанция фон Гутцейт (виолончель, Германия), Анна Аглатова (сопрано), Михаил Дзюдзе (балалайка-контрабас), Йенс Петер Майнц (виолончель, Германия), Татьяна Самуил (скрипка, Россия – Бельгия), Джован Живкович (марибма, Сербия)…
Искрили талантами «Терем-квартет», Дмитрий Дмитриенко (баян), Александр Цыганков (домра), Валерий Зажигин (балалайка), Азиза Бейсенгулова (кобыз), Батуурга Ванчидорж (морин хуур, горловое пение). На джазовом концерте в этом году зажигали американские звёзды Джейн Монхейм, Майкл Канан, Нейл Минер и Рики Монталбано.
Созданный в 2016-м Виктором Крамером совместно с Московским театром «Современник» спектакль «Не покидай свою планету» с участием Константина Хабенского, Юрия Башмета и ансамбля «Солисты Москвы» вновь покорил взрослыми суждениями Маленького принца Экзюпери. Ещё одной весточкой из детства – трогательным совместным подарком фестиваля и студии «Союзмультфильм» – стала лента Романа Давыдова «Маугли» под аккомпанемент оркестра «Новая Россия», которым дирижировал Денис Власенко.
Молодому поколению в каждом из своих проектов Юрий Абрамович уделяет особое внимание. Мастер-классы по различным направлениям в Международной музыкальной академии провели выдающиеся педагоги с мировыми именами, выступившие потом в концертных программах вместе с учениками. Прошли сессии Всероссийского юношеского симфонического оркестра.
На IV Международном конкурсе молодых композиторов, состоявшемся в рамках фестиваля и посвящённом Альфреду Шнитке и Святославу Рихтеру, победил Пётр Дятлов с фортепианным квартетом. Вторую премию в этом году не вручили, а третьей удостоены Даниил Посаженников, представивший трио для скрипки, виолончели и фортепиано, Роман Галиев с фортепианным квартетом, а также композитор из Туркменистана Мердан Бяшимов с произведением «Howsala» (с туркм. «Смятение»).
Одухотворяющим «глотком свежего воздуха» для горожан стали бесплатные лекции ректора ГИТИСа Григория Заславского, профессора Европейского университета Ильи Доронченкова, главы образовательных программ Государственного центра современного искусства Антонио Джеузы, арт-фотографа Павла Антонова и писателя Дмитрия Быкова. К примеру, последний представил свою новую работу «Три кавказских пленника: Пушкин, Лермонтов, Толстой», а, отвечая на вопрос из зала, пленником чего является он сам, ответил: «Я – пленник России, и мне здесь очень уютно!»
Вот и маэстро Башмет, размышляя в кулуарах Зимнего театра о будущем своих фестивалей в Сочи, признался: «Одарённые российские мальчишки и девчонки могут быть уверены, их талант в собственной стране востребован».
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ, Сочи