Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 марта 2019 г.
Библиосфера

Чай с ядерной боеголовкой

13 марта 2019

Владимир Сорокин. Белый квадрат: Сборник короткой прозы. – М.: Издательство ACT:CORPUS, 2018. – 224 c.

  

В 1992 году был опубликован первый сборник рассказов Владимира Сорокина. И вот, спустя двадцать шесть лет, выходит второй сборник – «Белый квадрат».

Ровно как в «Геологах», как в «Желудёвой Пади» стиль у Сорокина формируется за счёт идеи, то есть именно идеей определяются стилистические особенности текста, в том числе и постмодернистские приёмы.

Однако ирония у Сорокина – это не приём, а внутренняя необходимость, без неё он жить в литературе не умеет. Ирония тёмная, глухая, беспросветная, но необходимая для мироощущения автора. В основе её – парадокс. Скажем, шла девушка по городу и «скрипела»... А потом: «– Мадмуазель… всё, что вам нужно, – хорошая, добротная смазка раз в  неделю… – Похоже, я  попала к  добропорядочным людям,  – думала девушка».

Сюжеты всех историй у Сорокина также основаны на парадоксах. Не воспринимать же всерьёз, что Юра перепутал Фрязино с  Фрязево, зачитался подарком, предназначенным для Юли (книжкой Уитмена), и проехал свою остановку. Прямо как Винни-Пух съел весь подарочный мёд.

Сорокин не рассказывает истории, а плетёт фантасмагорические притчи. Фантасмагория Места, Времени и Действия нарочито нарушает законы привычного восприятия вещей, даёт иную перспективу. Темы все ожидаемые, сорокинские. А в целом текст, будто сборник хэштегов для начинающего либерала, антикоммуниста, метросексуала.

#Телевизор, где сдирают кожу с ведущего. #Политика, где «пятая колонна, чьи ряды тают, как прошлогодний грязный лёд». #Церковь, где: «Саша тоже иногда заходил в  храм поставить свечку «для здоровья», но  в  Бога не  верил». #Искусство, от которого остался только «СРИ» – союз русских искусств…». И тут же вопрос: «– Как вы полагаете, Борис, восстанет русская культура когда-нибудь из  радиоактивного красного пепла?».

«Я  представляю нашу страну в  виде огромной, гигантской, нечеловеческой по  размеру вши, спящей в  глубоком анабиозе», – говорит в посвящённом Кириллу Серебренникову рассказе театральный режиссёр.

#Народ – «зэки-людоеды», все отдельные классы – свиньи… а руководят всем «зооморфы». Сорокин будто программирует сам себя: «в  людях всегда было что-то непонятно-неприятное…»

Вроде ничего нового. Все ненавидят всех. #Ненависть – это такой общий хэштег современности. Из всех этих хэштегов возникает фантасмагория презрения к народу, который ненавидит сам себя.

У текстов Владимира Сорокина есть свой читатель, которому читать своего кумира интересно. Вот и мне, к примеру, интересно, как Сорокин заполнил целую страницу словами: «прыгаю горло… прыгаю горло… прыгаю горло…» – воспользовался правой кнопкой мыши или с остервенением впечатал всю страницу на клавиатуре?

Да и разве всё так плохо? Вон в «Фиолетовых лебедях» все ядерные головки превратились в сахар-рафинад. «Давненько я  чай с  сахаром не  пил. Отломи-ка, Саша, мне кусочек», – говорит просветлённый старец-затворник и пьёт чай с бывшей ядерной боеголовкой, вкусный как в детстве. Это же мечта!

Давид Шахназаров

 

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • С землёй храня навеки связь

    16.05.2025
  • Истовая преданность стиху

    16.05.2025
  • Он – режиссёр. Этим и интересен

    16.05.2025
  • Музыка сущего

    15.05.2025
  • Подъём по уступам лет

    15.05.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS