Наводнения, цунами и прочие природные катаклизмы принесли в последнее время много бед людям в разных местах планеты. Итальянская Венеция – город каналов и гондол – превратилась на время в сплошное озеро. Зимой всех в Европе заметало снегом, да и Москва наша била рекорды. А в Омске трамваи чуть ли не к рельсам примерзали. Тема климатических изменений, именуемая «глобальным потеплением», – одна из постоянно обсуждаемых в СМИ. Ведь дело касается всех и каждого. Конечно, перемены в погоде случались и прежде, но, видимо, считались «делом божиим».
В XIV веке в одной русской летописи отмечалось, что из-за необычайно тёплой зимы даже не выпал снег. При Борисе Годунове из-за трёх холодных зим подряд случился голод, так как вымерзали всходы. Приблизительно тогда же один голландский живописец написал картину, изображающую людей, катающихся на коньках по льду замёрзшего озера. Попробуйте сейчас найти зимой в Голландии озерко подо льдом!
Или Пушкин писал:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе.
Подобные зигзаги случались и позже, но из-за отсутствия систематических наблюдений было невозможно сделать точные выводы.
Только с конца XIX века ведутся регулярные наблюдения на метеостанциях, расположенных, правда, неравномерно даже сейчас. Недостаточно охвачен наблюдениями Мировой океан, занимающий большую часть планеты. Поэтому нередки скоропалительные выводы о климатических процессах, длящихся столетиями.
Инициатором международных соглашений по вопросу глобального потепления была Великобритания. Британцы убеждены, что в результате потепления произойдёт ощутимое повышение уровня океана, и от них останутся три маленьких островка, а Бельгия, Голландия, Дания, как и многие приморские мегаполисы в других местах, будут затоплены.
Доказано, что за время существования Земли климат не раз менялся, но всегда – по природным причинам. Теперь превалирует мнение, что изменения нагрянули из-за человеческой деятельности. Но представляется чрезмерным самомнением утверждать, что выхлопы газов от автомобилей, отходы заводов, как и животных и самих людей, могут кардинально поменять климат.
Один раз – с так называемой озоновой дырой уже попадали в дыру – заставили весь мир (в том числе Россию) прекратить выпуск фреоновых холодильников, а крупно нажилась на этом одна американская корпорация, протолкнувшая на мировой рынок модификацию холодильных устройств.
Поднимая вопрос о влиянии человека на климат, европейцы чувствовали тут превосходство: они давно уже не дымят углём, энергетика держится на российском, алжирском и прочем газе, во Франции 40% электричества вырабатывают атомные станции, в Норвегии много ГЭС. За несколько прошедших лет после подписания Парижских соглашений по климату к ним не присоединились самые крупные мировые производители – Китай, Индия, США. Понятно, что экономикам Китая и Индии Европа вряд ли надеялась навредить, а вот тормознуть любимую старшую сестрёнку – Америку – собиралась. Поэтому Трамп так активно и упирается.
Главный повелитель погоды на Земле и руководитель климата – Мировой океан, который занимает 71% поверхности планеты. Эти триллионы тонн воды в жидком (моря, реки, дожди), газообразном (облака) и твёрдом (льды) виде обеспечивают само существование жизни на Земле.
В жидком и газообразном виде вода постоянно обслуживает планету, а вот для возможных изменений климата очень важна роль резервных сил Мирового океана, его двух главных ледников – Антарктиды и Гренландии.
Ныне средняя величина ледовой толщи Антарктиды превышает 2 км. Может наступить момент, когда будет достигнут предел прочности, лёд лопнет, его куски поплывут по океану.
Реально эти процессы уже происходят. Недавно пресса сообщала, что от Антарктиды откололся и сполз в океан громадный кусок ледника – площадью более 60 кв. км и весом около триллиона тонн. Конечно, населению Земли (а большинство живёт в Северном полушарии) интереснее влияние на климат гренландских ледников.
Как бы там ни было, два мировых ледовых хранилища должны по законам физики время от времени избавляться от своей грандиозной ледовой массы. После этого дальнейшее климатическое развитие будет зависеть от сочетания трёх факторов: таяние льдов, извержение лавы, штормовое искривление морской поверхности. Если сочетание этих моментов вызовет значительное увеличение испарения океанской воды, это приведёт к охлаждению поверхности континента, так как нарастающая облачность перекроет дорогу солнечным лучам. И наоборот – охлаждённый океан даёт меньшую облачность и «помогает» солнцу согревать Землю. Такова диалектика.
Все эти вопросы надо тщательно изучать – не зря свою последнюю экспедицию создатель теории дрейфа тектонических плит А. Вегенер совершил в Гренландию, которая представлялась ему ключом и к тектоническим, и к климатическим процессам Северного полушария, тем более что рядом проходит тёплый Гольфстрим, обогревающий Европу, а на дне океана и в Исландии полно действующих вулканов.
Климатология – самая сложная из всех наук (сложнее астрономии и атомной физики) из-за грандиозного количества постоянно меняющихся явлений, которые в настоящее время не могут быть охвачены ни одним даже самым мощным компьютером.
Пока что разобраться в этих процессах может только человеческий ум, вооружённый логикой и диалектикой, а не глобальным коммерческим интересом.
Выводы: и в газообразной (облачной), и в твёрдой (ледниковой) среде потепление в дальнейшем может приводить с равной степенью периодичности как к дальнейшему потеплению, так и к похолоданию вне зависимости от человеческих усилий.
Можно также отметить, что управлять облачностью и ледниками человек пока не может, а вот непосредственно в водной среде, в самом океане деятельность людей измерима: грандиозные сбросы и сливы канализации и отходов в главную тёплую «речку», обогревающую Европу, – в Гольфстрим, ведут как раз те страны, которые громче всех кричат о потеплении. Речь о Великобритании и других европейцах. Причём их «вклад» можно довольно точно оценить по объёму, температурам и химическому составу. В центральной части российского континента холодает и будет продолжать холодать, а это – несколько миллионов квадратных километров в бассейне Каспия. Как известно многим, в Баку были приморские парки, которые отступили перед подъёмом воды в море, и оно подошло вплотную к Девичьей башне, которая и была когда-то построена к высокому (самому холодному) уровню моря.
Теперь явление повторилось. Поскольку в строении закрытого бассейна Каспия ничего не изменилось, можно твёрдо предсказать дальнейшее похолодание на нашем открытом пространстве.
Ну а господам европейцам особо не стоит стараться выглядеть ростом выше: им грозит не глобальное, а всего лишь региональное потепление: наваляли в океан, прямо в тёплый Гольфстрим, горячих канализаций – ну, вот и расхлебывайтесь! Кстати, латвийские учёные высказались недавно, что рыбу из грязных балтийских вод тоже есть нельзя. А у нас есть непобедимый Каспий-хозяин, и Европа ему не указ.
Владимир Акоев