Жизнь замечательных людей по-прежнему интересна многим. Только сейчас фокус с «замечательности» сместился на «жизнь». Точнее, на отыскание в этой жизни чего-то странного, лирического или фантастического.
Спектакль Бориса Павловича «Циолковский» как раз такой. Космический учёный в его трактовке предстаёт космогоническим. Он – автор целого мира, необъятной вселенной, которую постиг и полюбил. Не просто так же его жена – Варвара Евграфова – ревнует к «звёздам – собакам кусачим».
...Очень слабослышащий преподаватель математики и физики в женском епархиальном училище Калуги Константин Эдуардович Циолковский при помощи своего недуга может выключаться из контекста окружающей действительности. Тогда космос становится ему ближе, а люди – ученицы, например, – приобретают вид одинаковых тел на карте далёкой повседневности. На этом же полотне совершенно теряются жена, сын, открытия, сделанные другими учёными – всё, что отдаляет от звёзд, всё, что не полетит.
Однажды навещает Циолковского большой учёный – Дмитрий Иванович Менделеев, – человек, уважаемый заглавным героем за масштаб, несмотря на то что он автор водки и бездымного пороха. Только от него принимает Циолковский слова признания своих заслуг. Только ради него спускается он из своей вселенной в туман объективной реальности.
И всё же центральной темой спектакля остаётся жизнь Константина Эдуардовича со всеми её фантастическими элементами. Режиссёр делает попытку заглянуть «за кулисы» сознания гения и понять, «из какого сора растут стихи».
Кстати, о стихах. Во втором действии зрителя ждёт спектакль в спектакле. «Это что-то декадентское», – хочется констатировать вслед за героиней «Чайки» Ириной Аркадиной.
Воистину мистические стихи Николая Заболоцкого, разыгранные воспитанницами епархиального училища, выглядят ужасающе прекрасно. Каждой строчкой своей они раскрывают внутренний мир Циолковского и отдаляют учёного от простого обывателя, мыслящего в двухмерной системе координат.
Режиссёр неспроста так много цитирует из поэм «Деревья» и «Безумный волк»: лучшего пособия для понимая внутреннего мира героя сложно найти. Стихи эти были написаны Заболоцким под впечатлением от личности Циолковского, с которым он состоял в длительной переписке.
Ещё несколько слов о воплощении замысла. Заглавную роль исполнил Илья Варанкин – молодой актёр Ярославского театра драмы имени Фёдора Волкова. Сначала выбор режиссёра несколько обескураживает: Циолковский многим помнится почтенным бородатым старцем, а не субтильным молодым человеком. Но с началом спектакля с таким выбором соглашаешься полностью. Актёр находит убедительные интонации для определения характера своего персонажа.
Вызывает симпатию Дмитрий Менделеев в исполнении Николая Лаврова. Этакий медиум между миром звёзд и обывателей.
Сложнее всего пришлось Елене Шевчук, исполнившей роль жены Циолковского Варвары Евграфовны. Её героиня не симпатична главному герою, и зритель норовит пропустить её мимо сознания, так как уже увлекается характером иного персонажа – её мужа. Беременная на протяжении всего спектакля, она незаметно рожает детей, детей теряет и оплакивает и снова беременеет. Ей даже некому пожаловаться на судьбу – муж глухой, звёзды – соперницы. Её уста растворяет только песня-плач, горькая и пронзительная. И именно эта песня Варвары Евграфовны находит отклик в сердцах зрителей. Благодаря этой песне они могут понять героиню и посочувствовать ей.
Всё действо спектакля разворачивается между гигантскими чёрными щитами – школьными досками, исписанными мелом. Эти посредники между учёным и небом исчезают ближе к финалу, когда нам, зрителям, открывается внутренний мир Циолковского.
Спектакль Бориса Павловича выдвинут на «Золотую маску» сразу в 7 номинациях. Помимо режиссёра на профессиональное признание рассчитывают актёры Илья Варанкин и Елена Шевчук, художники Александр Мохов и Мария Лукка, а также художник по свету Стас Свистунович. Всем вместе им удалось рассказать убедительную и фантастическую историю учёного Циолковского, наполнив её символическими преображениями. А что вы хотели? Жизнь замечательных людей надо проживать так, чтобы не было мучительно скучно.
Кристина Шрамковская