В середине февраля 70 лет исполнилось бы народному артисту России и знаковому режиссёру, педагогу, политику Николаю Сорокину, безвременно покинувшему этот мир накануне Всемирного дня театра в 2013-м. Легенда Ростовской драмы, чей барельеф украшает фасад «каменного грудастого трактора с гусеницами из стекла и ослепительным мраморным радиатором», по сей день живёт в сердцах ростовчан и российских театралов. Освещает воспоминания о театральной жизни Донского края солнечными лучами своей профессиональной славы и человечности.
– В нашем театре мы исповедуем принцип: «развлекая – поучай, поучая – развлекай». Театральное искусство – это всегда праздник!, – любил повторять Николай Евгеньевич.
И чтоб прибавить землякам поводов для радости, придумал-организовал в Ростове-на-Дону Всероссийский театральный фестиваль «Русская комедия». Собирал со всей страны лучшие театральные труппы с жизнеутверждающими постановками. В сентябре 2012-го – в 5 раз, последний прижизненный. В фестивальную программу тогда вошли, наряду с витебским и владикавказским спектаклями, московские – Театра «У Никитских ворот» и «Театра на Покровке», театров «Содружество актёров Таганки» и «Откровение»; санкт-петербургские – Академического театра им. Ленсовета и Молодежного театра на Фонтанке; региональные – Казанской драмы, Оренбургской, Самарской, Смоленской.
Региональные власти Ростовской области планируют и дальше проводить «Русскую комедию» в память о Сорокине. На церемонии открытия мемориальной доски в 2014-м в День театра глава региона Василий Голубев сказал:
– Такие люди, как Николай Евгеньевич, из жизни не уходят. Он навсегда останется частью этого театра. Память о нем здесь будет жить всегда. И мы всегда будем вспоминать добрым словом человека, который себя любил меньше, чем свою землю, и меньше, чем свое дело...
Мемориальная доска на здании Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького
Донской казак и правнук атамана Ивана Мартынова 40 лет верой и правдой служил на сцене Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького. Из них 17 лет – художественным руководителем. В его актёрском багаже – свыше 150 ролей, ставших событием театральной жизни: гоголевский Земляника из «Ревизора», Нерон из спектакля «Театр времен Нерона и Сенеки», шекспировские персонажи – шут из «Короля Лира», король Ричард III из одноименного спектакля, Фёдор Карамазов в спектакле по роману Фёдора Достоевского, атаман Каледин в «Честь имею», Сталин в спектакле «Дальше, дальше, дальше»... Съёмки в кино!
Начальник поселковой милиции Сидорчук, кадр из фильма «Вовочка» (реж. Игорь Мужжухин, 2002 г.)
Борис Годунов, сцена из спектакля «Борис Годунов»
Нерон, сцена из спектакля «Театр времён Нерона и Сенеки»
Режиссёрские работы Сорокина удостоены престижных наград международных и всероссийских театральных фестивалей: «Васса Железнова», «Судьба человека», «Вишнёвый сад», «Невидимые миру слезы»... Спектакль «1812. Фельдмаршал Кутузов», триумфально прошедший на фестивале в Смоленске, был поставлен Николаем Евгеньевичем к 200-летию Бородинской битвы в 2012-м.
С наставницей Элиной Быстрицкой (в 1984-м Николай Сорокин окончил ГИТИС, где учился в мастерской Элины Авраамовны)
– Руководство театром Коля взял на себя в лихие 90-е, – вспоминает вдова Сорокина Тамара Александровна, профессиональный художник-гримёр. – Несмотря ни на что и вопреки всему сумел сохранить труппу, репертуар и успешно решить сложные творческие задачи, не поступаясь интересами Искусства. Приглашал на постановки подлинных мэтров.
С супругой Тамарой
А параллельно взвалил на себя производственно-хозяйственную и экономическую часть работы. Выступил в роли эффективного менеджера. Как талантливый педагог на базе театра совместно с филиалом Санкт-Петербургской академии культуры подготовил четыре выпуска актёров, ставших гордостью Ростовской драмы.
– Николай Евгеньевич был для нас не только руководителем курса – почти как родной отец (мы и называли его папой), – вспоминает актёр театра и кино Сергей Волошин. – Службу в армии я проходил в одной из воинских частей Ростова, и Сорокин договорился с командыванием о моём участии в работе театра – доверил мне главную роль Жоржа Дюруа в своей постановке «Милый друг» по Мопассану.
Спектакль получился как двухчасовое танго, пьянящее и опасное, в изысканных декорациях самогО маэстро. Публика по достоинству оценила мастерскую режиссуру, всякий раз после занавеса купая нас в овациях. Но артисты испытывали такую благодарность к постановщику за участие в этом атмосферном действе, что готовы были присоединиться к шквалу аплодисментов: нам подарили счастье дышать полной грудью!
Николай Евгеньевич – харизматичная и эмпатичная личность, умел по-человечески войти в чужое положение настолько, что сплошь и рядом, в профессии и по жизни, совершал благородные поступки и широкие жесты, не дожидаясь просьбы об услуге.
Сергей Волошин в спектакле «Милый друг»
Ещё один сверхуспешный проект руководителя театра – ежегодное новогоднее шоу «Брызги шампанского», задуманное как подарок для молодёжи, но 17 лет вызывавшее неизменный интерес у зрителей всех возрастов. Вокально-танцевальный калейдоскоп шутливых, но познавательных интермедий создавался по оригинальным сценариям, покорял костюмами, зажигательными режиссёрскими идеями и яркими актёрскими находками. Генератором идей, сердцем и душой культурной отрасли Ростовской области не одно десятилетие был он – Человек-солнце.
Имя Сорокина присвоено одному из переулков Ростова-на-Дону и местной детской школе искусств, а его насыщенная творческая деятельность отражена в экспозиции Театрального музея современной истории.
И когда только всё успевал?! В качестве заместителя председателя Союза театральных деятелей РФ немало сделал для профильных коллективов регионов страны, включая Донской край. В 1999-м, после избрания депутатом Государственной Думы РФ и заместителем председателя Комитета по культуре и туризму, круг забот значительно расширился, однако и энергии будто прибавилось. Ему до всего было дело!
С коллегой по Госдуме Иосифом Кобзоном
Любой творческий человек, попадавший в поле зрения Сорокина и испытывавший профессиональные или личные проблемы, мог рассчитывать на помощь Николая Евгеньевича. Деятельную, эффективную и искреннюю! Вот приехала театральный режиссёр из блокадного Луганска – пожалуйста, работы невпроворот, а оплата по высшему разряду. Или как не помочь молодому и талантливому коллеге из братской Софии?! Поразительная интуиция и исключительная компетентность позволяли решать сложнейшие жизненные задачи быстро и задорно.
– Папа был жизнерадостный, – улыбается Алина Сорокина, выпускница режиссёрского факультета РАТИ-ГИТИСа, лауреат международных и российских театральных фестивалей. – Такая концентрация внутреннего света, жизнелюбия и неравнодушия встречается редко, особенно сейчас. Бывало, какой-нибудь местный писатель на очередном торжественном приёме презентует ему свою книгу, так отец, вместо того, чтоб поставить её в стенной шкаф и забыть (хотя бы на время!), будет читать ночь напролёт: «Любой труд заслуживает внимания».
С дочерью Алиной
Вот и труды Николая Евгеньевича государством и регионом не остались незамеченными: орден Дружбы народов, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орден «За заслуги перед Ростовской областью», благодарности Президента России, почетные грамоты Государственной думы и Министерства культуры России.
Однако разве могут сравниться с народной любовью все эти «похоронные принадлежности» (по насмешливому определению Фаины Раневской), не спасающие от превратностей судьбы ни тебя, ни твоих близких? Сорокин живёт в благодарной памяти всех, кому подарил роскошь человеческого общения и веру в настоящих людей. Это нетленно.
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
Фото из архива семьи Сорокиных