В Вашингтоне под крылом Трампа собирались, правда, не первые лица, а министры иностранных дел стран – членов альянса. Встреча оставила странное впечатление. В ходе первого рандеву Трампа и генсека НАТО Столтенберга о памятной дате даже не вспомнили. Потом, с трибуны, Столтенберг, набросившись на террористов из запрещённого у нас ИГИЛ, поставил их на одну доску с Гитлером и… Сталиным. Хотя на личной встрече с генсеком Трамп вспомнил о «старом»: «Надеюсь, что у нас будут хорошие отношения с Россией, а также, кстати говоря, с Китаем и всеми остальными». А тут турецкий глава МИДа говорит, что суверенное дело его страны, где закупать противоракетные комплексы, хоть и в России.
В то же время вдали от США бывший главком сухопутных сил Польши Скшипчак заявил, что Запад применит ядерное оружие против России в случае её «военной агрессии». А в Эстонии, молодом члене НАТО, заговорили о необходимости отмены санкций к России («агрессору»), и президент страны засобиралась в Москву, надеясь повидаться с Путиным. Явно всё смешалось в доме Облонских. Оценок и мнений много, а что об этом думают ведущие специалисты?
– Если оглянуться в историю, – говорит директор по развитию Российского совета по международным делам Александр Крамаренко, – то смысл существования альянса, о чём было сказано в 1949 году, сводился к тому, чтобы не пускать Россию (СССР) в Европу и сдерживать Германию. Первая цель и поныне главная, а вторая видоизменилась, поскольку появился Евросоюз. Сами структуры НАТО фактически неизменны с времён холодной войны и до сих пор не могут конституционироваться в рамках ОБСЕ. Проблема равной и неделимой безопасности за время, прошедшее после развала Берлинской стены в 1989 году, так и не решена. Стоит вспомнить, что Трамп, став президентом США, говорил, что НАТО надо распустить. За этим многое стоит, но, как ни удивительно, имеется элемент некой виртуализированности в деятельности НАТО. Отсюда и нестыковки во взаимодействии стран, входящих в него. Это не выдумка, это есть в самой жизни.
Скорее всего, нормальные времена наступят, и мы будем жить в условиях реальной коллективной безопасности. Налицо к тому же системный кризис западного общества. Американцы хотят решать проблемы за счёт европейцев, противоречия будут нарастать.
По одному из моментов Александру Крамаренко возражает директор Института русско-польского сотрудничества Дмитрий Буневич:
– Трампа, вообще, лучше не слушать. Пример Северной Кореи очень характерен. О политиках лучше судить по делам. При этом история показывает, что такие альянсы или исчезают, или трансформируются. Очевидно, что США хотят контролировать Евросоюз. Трамп же не скажет прямо, что хочет его ослабить. Он говорит, что хочет защитить от России. Как бы там ни было, будущее НАТО и ЕС тесно связано, и нам нужно укреплять связи со странами Европы и сам Евросоюз.
А вот о чём высказывается известный специалист, вице-президент Российского совета по международным делам генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский:
– Считаю, что альянс сегодня – это в основном США. Имеющиеся противоречия, нестыковки – сопутствующие элементы. Суть в том, что Трамп хочет получить 100 миллиардов долларов от европейцев для военно-промышленного комплекса. И будет этого добиваться. Для него это главное. А какие-то три батальона альянса в Прибалтике – не очень серьёзно. Куда более волнуют действия США в Европе по укреплению и наращиванию сил, в частности, в Польше. Как и возобновление учений по их переброске. Они готовы воевать с Россией, но в Европе или, например, на Дальнем Востоке.
Если отвечать на вопрос, возможен ли военный конфликт между РФ и США, то следует сказать: увы, да. В Америке к власти пришло, если так можно выразиться, «непуганое поколение». Чувство опасности, которое было после войны во Вьетнаме, потерь и поражения там, ушло. Поэтому они не исключают использование даже ядерного потенциала. Неслучайно после нескольких предупреждений Владимир Путин вынужден был прямо заявить, что отвечать мы будем не только по местам пуска ракет, но и по местам принятия решений.
…Всё очевиднее: мир вступил в эпоху, когда рушится стратегическая система безопасности, поскольку американцы, обвиняя при этом Россию, вышли и выходят из важнейших договоров, направленных на сдерживание смертоносных угроз. «Непуганые» настолько забылись, что даже не считают свой возможный «неприемлемый ущерб», как делали два-три десятилетия назад.