Роман в трёх частях Оноре де Бальзака – это признанная классика мировой художественной литературы. Многие называют эту книгу портретом эпохи, когда пыль революций и контрреволюций уже осела и жизнь в Париже стала всё больше походить на ту, что была до 1789 года: к власти вернулась династия Бурбонов, восстановившая часть прежних порядков.
Борьба между сторонниками короля и его ярыми противниками – либералами переместилась с улиц на собрания высшего света, в просторные залы театров и редакции подконтрольных газет и типографии. Впрочем, несмотря на далёкий от нас исторический период, многое из описанного в романе Бальзака остаётся злободневным и сейчас, что и продемонстрировал своим фильмом французский режиссёр и неоднократный лауреат премии «Сезар» Ксавье Джанноли.
Главная тема «Утраченных иллюзий» – взаимосвязь формируемого средствами массовой информации общественного мнения и заинтересованных в этом лиц. Всё продаётся и покупается. Популярность книги у читателей формируется не благодаря качеству её содержания, а при помощи рекламной кампании или рукотворно созданного ажиотажа в среде критиков. Само искусство в подобном мире уходит на второй план, переставая быть чем-то важным. В мире, где всё действует согласно вышеназванному правилу, не может быть верной любви, настоящей дружбы, надёжных и внушающих уверенность связей и, конечно же, никаких принципов и убеждений.
Главный герой книги и фильма – Люсьен Шардон в исполнении Бенджамина Вуазена – спрашивает у своего нового работодателя Этьена Лусто о его политической ориентации. Тот же отвечает, что, мол, пока у газеты будут либеральные спонсоры, она будет доводить до своих читателей именно такой взгляд на мир. Среди представленных в картине героев нет людей, верящих в свои идеалы. Слова «роялист» и «либерал» обозначают лишь то, в каких кругах вращаются персонажи, то бишь используются только для обозначения лагеря, которому они прислуживают. Они пишут рецензии на книги, ни разу их не открыв, берут деньги у владельцев театров и пишут хвалебные отзывы, не вникая в происходящее на сцене, сочиняют сатирические статейки про персон, с которыми водят дружбу, продают своим подписчикам и утку, и её опровержение. Персонажи фильма – это те, кто, согласившись торговать своим мнением и плясать под дудку того, кто больше заплатит, безвозвратно продал свою совесть. Все они не боятся рисковать, но далеко не все умеют вовремя и объективно оценить риски, так как ослеплены собственной самоуверенностью, что и приводит к их личным трагедиям.
Красной нитью через весь фильм проходит линия, связанная с поэзией. Изначально главного героя нам представляют как человека тонкой душевной организации, влюблённого в великосветскую замужнюю даму Луизу, женщину не по статусу. Непродолжительный, но достаточно бурный роман в скором времени завершается из-за того, что окружающие даму сердца Люсьена буржуа и аристократы осуждают её за связь с классово чуждым элементом, который к тому же, чтобы скрыть своё происхождение, прикрывается фамилией матери – урождённой де Рюбампре. Оказавшись в Париже, провинциальный парень ищет возможность издать сборник своих стихов «Маргаритки», посвящённый Луизе, но с ужасом для себя узнаёт, что поэзия там не в почёте у читателей, так как её никто не покупает. Знакомство с журналистом Этьеном Лусто коренным образом меняет его жизнь. Этьен изначально преподносится как персонаж – антипод Люсьену: несостоявшийся писатель, продажный журналист, отказавшийся от собственных писательских амбиций, предавший всевозможные принципы и хорошо встроенный в отвратительную коррупционно-иерархическую систему. Наконец, Люсьена возмущает то, что его новый друг и коллега абсолютно обесценивает значение любви, путаясь с замужней театральной актрисой. И, в отличие от нашего героя в начале фильма, Этьена совершенно не беспокоит тот факт, что кто-то ещё помимо него является любовником этой женщины. Вскоре зритель понимает, какое сильное влияние окружающая среда газетного мира Парижа оказывает на случайно попавших в него людей. К концу истории Этьен и Люсьен перестают быть антиподами друг друга.
Режиссёр собрал великолепный актёрский состав. Друга роялистов и подающего надежды молодого писателя Натана сыграл любимец европейских кинопремий Ксавье Долан. К слову, его герой – единственный, для кого манеры вообще хоть что-то значат. Его полной противоположностью является «либерал» Этьен Лусто в исполнении малознакомого российскому зрителю, но известного во Франции актёра Венсана Лакоста. У него же как раз границы допустимого отсутствуют напрочь. Наиболее «звёздным» членом актёрского ансамбля является Жерар Депардьё, отлично воплотивший тут образ малограмотного, но успешного богатого издателя.
Подводя итог, в век, когда фейк-ньюс и намеренная дезинформация заполонили газетное, телевизионное и интернет-пространство, экранизированный Ксавье Джанноли роман Бальзака смотрится предельно актуально. Это хорошее кино, ничуть не затянутое (при хронометраже в два с половиной часа!), полное обличительной критики журналистского сообщества и мышления в парадигме «всё продаётся»!
Сесиль Де Франс