Вспоминая Станислава Золотцева
21 апреля 2017 года исполнилось бы 70 лет Станиславу Александровичу Золотцеву, поэту, прозаику, переводчику, критику.
О творчестве писателя вспоминает его земляк, член Союза писателей России Владимир Яковлевич Степанов.
Стихи истинного поэта всегда вызывают созвучие в душе доброго читателя, ибо возвышенным поэтическим словом затрагиваются её самые потаённые и чувственные струны. Несколько образных и ёмких слов, соединившись вместе, способны вызвать в душе вихрь чувств, закружить хоровод воспоминаний и мысленно на короткое мгновение, словно божественные аккорды симфонической музыки великого русского композитора Георгия Свиридова, унести к запредельной пушкинской «Метели» или на бескрайние небесные просторы святорусской чистоты. Вот она, неразрешимая загадка истинной поэзии, когда всего несколько строчек могут вместить в себя, выражаясь языком компьютерного века, «мегабайты чувств от пережитого».
Не устаёшь дивиться диву, сколь многими талантами одаривает природа одного человека. Поэт-лирик, учёный-исследователь, талантливый переводчик, литературный критик, серьёзный публицист, патриотический журналист – всё это Станислав Золотцев, человек с открытым, сложным, неудобным характером, помноженным на кипящую активность и сдержанность. Вроде бы баловень судьбы, но это только со стороны путь талантливых людей кажется лёгким и стремительным, а на самом деле он является многотрудным и неспешным, как всякое восхождение на вершину жизненного олимпа.
Судьбы современных поэтов неожиданны и непредсказуемы. Впрочем, это вообще характерно для русской словесности. Станислав Золотцев известен среди широкого читательского мира прежде всего как поэт. В периодической печати его первые стихи порадовали читателей в 1970 году. И уже всего пять лет спустя, что рекордно по тем меркам, на литературном небосклоне робко вспыхнула его первая книга стихов «Зимняя радуга». Почти одновременно началась критико-литературоведческая работа, касавшаяся зарубежной словесности, где автор отстаивал идеи русской национальной культуры. В бурных 1980-х годах он являлся активным участником почти всех литературных дискуссий в периодике. Так что, в общем, в советское время его литературная судьба складывалась весьма удачно.
За каждой краткой строкой биографии любого талантливого человека скрывается мощный событийный пласт. Окончил аспирантуру по кафедре зарубежной литературы Московского государственного университета, защитил кандидатскую диссертацию. С начала 80-х годов прошлого века почти двадцать лет являлся бессменным секретарём Союза писателей России. С 1993 года семь лет проработал сопредседателем Московского литературного фонда.
Станислав Золотцев всегда считался московским поэтом, но с 1995 года волею житейских обстоятельств писатель был вынужден жить на два города: златоглавую столицу и белокаменный Псков, где, пожалуй, наиболее полно раскрылся талант этого одарённого во многих ипостасях человека, где воистину проявилась его неугомонная натура! За один литературный сезон он умудрился провести на Псковщине более тридцати литературных встреч и вечеров. В тот же год возглавил и по 2001 год руководил писательской организацией в родном городе. Сумел установить деловые контакты с руководством Псковской области. Надо отдать должное первому губернатору В.Н. Туманову, с которым у писателей, во многом благодаря обаянию и деловой напористости руководителя писательского сообщества, возникло взаимопонимание, результатом которого в последующие годы стало издание 30 книг псковских авторов. И ещё одна маленькая деталь его творческой деятельности. За «псковский период» в центральной прессе появилось более ста его публикаций о жизни Дома Пресвятой Троицы. Тогда на страницах общественно-политического и научно-популярного журнала «Природа и человек» произошло наше заочное знакомство. Меня поразили глубина и проникновенность той любви к родному краю и землякам, о которых писал автор. Тем более многих из героев публикаций мне посчастливилось знать лично, не говоря уже о красоте восхитительных уголков земли псковской.
В раздумной тоске и праведном гневе, в осуждениях временщиков и надеждах на русский народ видны писательские честность и талант. Как-то в одну из наших встреч Станислав Александрович высказал интересную мысль: «Наша проза, даже патриотическая, чаще всего показывает, как сегодня русский человек многообразно погибает, как его убивают, душат, калечат и топчут. А я хочу показать и доказать, что русский человек может не просто выжить, но и выстоять. Причём в труде, на своей земле, на своём поприще». Не впадать в уныние от кажущейся всесильности порока и зла, ибо не уныние, а решимость твёрдо отстаивать и защищать наши русские православные святыни и ценности должны наполнять наши сердца! Это, на мой взгляд, является лейтмотивом творчества и гражданской позиции русского писателя».
Истинно и то, что русский человек не может жить без православной веры, родной матушки-земли, своего народа, с которыми невидимой духовной нитью связана его судьба и с которыми он, как неотъемлемая и неразделимая частица, делит тяготы и реалии мира, каждодневные радости и печали, текущие невзгоды и удачи. Русская культура, поэзия подпитывали талант автора на родной земле.
Глубочайшая философская смысловая фраза: «Я русский потому, что живу у подножия Синичьей горы». Не только живущим в России, но и многим зарубежным почитателям русской литературы известно, что на этой вершине Святогорья покоится прах гения русской поэзии Александра Пушкина. Быть русским поэтом не означает, что надо только уметь писать по-русски. Это дар, который обязывает по-русски мыслить и творить. Станислав Золотцев именно по-русски и мыслил и творил. Чему бы ни было посвящено его слово: родителям или любимой женщине, родной Псковщине или Заполярью, русской или индийской природе – точная выстраданная в глубинах души и сердца рифма делает стихи музыкальными. Более откровенных зрелых стихов о любви трудно себе представить. Так, наверное, и должно быть, потому что у каждого поэта своя творческая высота и планка понимания чувства...
В мире нет ничего случайного, всё происходит по вселенским законам. Просто кому-то ещё при жизни удаётся их познать и постичь. Возьмите стихи Станислава Золотцева, вчитайтесь в рифмованные строчки и ощутите, как из высочайшей дали мироздания, приближаясь к земле, возникшее волнение станет вливаться в ваши души чистой соловьиной трелью о России. Весна идёт… И в заключение аккордные строфы из стихотворения «Последний соловей», давшего название последнему прижизненному поэтическому сборнику: «Не замолкай, собрат! Ведь если мы замолкнем – куда весной вернутся соловьи?!»
Не замолкай, собрат!
Станислав Золотцев
Не будет
Не будет последнего дня у России!
Не будет последнего дня!
Последний Иуда на красной осине
удавится в кроне огня.
И время само, и себя пересилив,
мы выстоим, веру храня.
Под кровом небес, то свинцовых, то синих,
надёжней душа, чем броня.
Не будет последнего дня у России!
Не будет последнего дня!
Не зря же мы тысячу лет возносили
молитвы с колен и с коня.
Не будет последнего дня у России!
Не будет последнего дня…
День первый творенья лучи золотые
возносит, в колосьях звеня.
По звёздам и росам ногами босыми
сквозь вечность бежит ребятня…
Не будет последнего дня у России!
Не будет последнего дня!
Страна
Летят снежинки на ресницы,туман бредёт, и дождь идёт…
Какая же страна мне снится
который год, который год?
Я имени её не помню –
так долог был на нём запрет.
Я только знаю, что огромней
её на белом свете нет
и что судьба моя – страница
в её судьбе, седой как снег.
Какая же страна мне снится
который век, который век?..
Я только то о ней и знаю
по этим сгинувшим векам,
что для меня она – родная,
как почва, дом и Божий храм,
и что родство сегодня с нею
свинцовой горечью полно,
и нет отчаянней и злее
души, в которой есть оно.
И в этой снящейся державе
её природные сыны
сказать «прости!» отцовской славе
теперь уже обречены.
В божественной её природе
бесовский торжествует срам.
Там чудеса! Там леший бродит
по уничтоженным лесам…
Неведомы её дороги,
на них полынь растёт по грудь.
Последний соловей
Невероятно, и однако же – вот радость-то! –я слышу соловья в начале августа…
Уже в листве матёрой загорелась медь,
а он – поёт. Он продолжает петь.
Я думал: чудится. Известно, что недолог
любовный век, в котором бредят соловьи.
Но местный, сведущий и мудрый орнитолог
развеял все сомнения мои…
Последний соловей! В лесах лениво, тихо.
Все птицы смолкли и готовятся в полёт.
…А он, мятежный, ищет соловьиху –
единственно свою! – и потому поёт.
Напрасно горлом он выщёлкивает воздух:
все самочки – давно в семейных гнёздах,
не слышат ничего и кормят соловьят…
А он поёт и день, и ночь подряд.
Рулад и трелей сумасбродная лавина
без адреса летит поверх и вглубь ветвей.
Я знаю, что мечте не сбыться соловьиной.
…И всё ж – не замолкай, последний соловей.
Не замолкай! Пусть воздухом заморским
спасаются сердца уставших от любви.
Не замолкай, собрат!
Ведь если мы замолкнем –
куда весной вернутся соловьи?!