Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 апреля 2019 г.
  4. № 15 (6687) (17.04.2019)
Литература Библиосфера

Побег из матрёшки

17 апреля 2019

Саша Кругосветов. Клетка. – М.: Интернациональный Союз писателей, 2018. – 368 с.


Роман Саши Кругосветова «Клетка» уже вышел на бумаге. Перед текстом опубликована рецензия Александра Гриценко, исследующая произведение с позиций модернизма и постмодернизма, поэтому не вижу смысла повторяться. Взамен этого я попытаюсь оценить «Клетку» с точки зрения жанра фантастики, в котором этот роман, вне всяких сомнений, написан. 

За несколько веков развития фантастики практически всё доступное сюжетное и событийное поле исхожено не единожды, сюжетные и стилистически возможности исчерпаны до такой степени, что написать что-либо по-настоящему новое попросту невозможно – кто-либо когда-либо нечто подобное уже писал. Фантастам современности остаётся лишь разглядывать старые проблемы под новыми неожиданными углами. В этом смысле роман Кругосветова укладывается в традицию: в тексте назван даже сюжетный первоисточник. Если кто не понял, я о «Процессе» Кафки. Взять за основу хорошо известную читателю ситуацию и препарировать её по-своему – вполне достойная задача для хорошего писателя, и неудивительно, что Кругосветов с удовольствием за неё взялся.

Однако вольно или невольно исследуемая задача обрела большую глубину, чем можно было бы ожидать. В тексте «Клетки» явственно ощущается гоголевское живописание внезапных проблем маленького человека. Причём проблемы эти имеют не вполне понятную, но определённо отдающую чем-то инфернальным природу. Роман Кругосветова однозначно растёт не только из «Шинели», но и из «Носа», именно в силу присутствия фантастического начала прямо на уровне замысла. И если титаны прошлого рассматривали ситуацию на короткой дистанции, то есть в статике, то в «Клетке» герой успевает претерпеть сразу несколько моральных переломов. Он развивается вместе с течением заведённого на него дела, отчего картина становится динамичной, изменчивой, ну а где наблюдается развитие характера героя, всегда готов порезвиться любой инженер человеческих душ.

Социальная фантастика к сегодняшнему дню что только не исследовала, фактически любую мыслимую или немыслимую ситуацию, поэтому при желании в «Клетке» можно найти явные аллюзии и на «Жидов города Питера», и на «Град обречённый» Аркадия и Бориса Стругацких, и на «Мы» Замятина, и на «1984» Оруэлла, и даже на «Защиту от дурака» Вячеслава Задорожного. Тем не менее Кругосветову удалось сконструировать свой оригинальный мир, в чём-то похожий на миры предшественников, в чём-то непохожий, и провести через сюжетные хитросплетения героя, поначалу во многом наивного и легкомысленного, но постепенно развивающегося, мыслящего, ставящего вопросы и ищущего ответы. Главный ответ, в сущности, банален – истинная свобода внутри нас, а не вокруг нас – но банальность эта становится доступной только в конце нелёгкого пути к истине и самому себе.

Лихая закольцовка сюжета не позволяет трактовать финал романа однозначно, как и положено в открытых концовках, – возможны варианты. Главный герой казнён, ангелы смерти явлены, но в то же время он жив и даже готов серьёзно измениться, проторить новый жизненный путь, отличный от предыдущего. Система готова ворваться и сюда, готова снова ломать судьбу и вынуждать метаться в поисках вечных ответов на вечные вопросы, но, похоже, искать ответы станет уже совсем другой человек. Вопросы не изменились. Изменятся ли ответы? Кто знает? С определённостью можно сказать только одно: герой Кругосветова снова не станет сидеть на месте и ждать неотвратимого решения суда, он опять будет метаться, как мотылек вокруг лампы, и, возможно, на этот раз найденные ответы окажутся ещё более точными.

Вольное обращение со временем (точнее – с его течением) вообще присуще фантастам в большей степени, нежели писателям других направлений. Это одновременно и несчастье, и благо, но всего лишь одним штрихом фантаст сумел показать то, на что реалисту потребовалась бы пара-тройка абзацев. Я имею в виду возраст слуг Системы, явившихся в финале на арест. Это повзрослевшие Вован и Димон из начала романа, те самые, которые сопровождали героя на казнь. Маленькая деталь, придающая финальной закольцовке совершенно однозначный подтекст: теперь всё иначе, по крайней мере внешне. А вот как оно обстоит с внутренним – отвечать придётся уже читателю, каждому для себя самостоятельно.

Что ж, вполне в традиции открытых финалов, которые с лёгкой руки братьев Стругацких прижились в фантастике во второй половине ХХ века.

В заключение не премину заметить: как и в большинстве хороших романов фантастический элемент в «Клетке» не довлеет над героем и сюжетом, хотя и незримо присутствует в каждой строке. Он всего лишь придаёт событиям необходимый импульс, а дальше уж роман развивается по авторской воле и неумолимой литературной логике. Логика Кругосветова проста: за пределами клетки всегда найдётся ещё одна, бульших размеров, но это вовсе не значит, что всю жизнь следует сидеть в клетках. Раздвинем же прутья и протиснемся наружу, каких бы усилий это от нас не потребовало.

Владимир Васильев


Тэги: Саша Кругосветов Клетка
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Радость и опасность полёта

    29.06.2021
  • Всё получится?

    04.11.2020
  • Прозаик, которого ждали

    30.09.2020
  • Как писатель в РЭП залез

    15.07.2020
  • «Счастье Кандида» в оптике «Пены дней»

    18.03.2020
  • «Куда ж нам плыть?»

    21 голосов
  • Как писатель в РЭП залез

    14 голосов
  • Реализм – это только название

    13 голосов
  • «Счастье Кандида» в оптике «Пены дней»

    13 голосов
  • Прозаик, которого ждали

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS