С другой стороны, по точной оценке эмигранта М.Д. Каратеева, которую он высказал в 1968 году, «норманнская доктрина пошла на вооружение тех русофобских сил западного мира, которые принципиально враждебны всякой сильной и единой России, – вне зависимости от правящей там власти, – и служит сейчас чисто политическим целям: с одной стороны, как средство антирусской обработки мирового общественного мнения, а с другой – как оправдание тех действий, которые за этой обработкой должны последовать».
В связи с этим один пример. Президент РФ Владимир Путин в Послании к Федеральному Собранию в декабре 2014 года сказал после воссоединения Крыма с Россией, что там «живут наши люди, и сама территория стратегически важна, так как именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе… принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь».
И тут же Путина попытались «поправить» из Швеции, где кто-то полагает, что они лучше нас, русских, знают нашу русскую историю. Таким «крупным знатоком» оказался бывший премьер-министр этой страны и бывший министр иностранных дел Карл Бильдт. Он написал в «Твиттере»: «Это был античный греческий город Херсонес, где викинг князь киевский Вальдемар был крещён. Сомнительные основания для Москвы претендовать на Крым».
Подобные выводы и поучения могут рождаться только из норманнской теории, представляющей собой шведский взгляд на русскую историю. Но этот взгляд ложен и бездоказателен в своей основе. Это убедительно раскрывается в материалах сборников «Русской панорамы».
Игорь ВЯХИРЕВ