Виктор Астафьев. Царь-рыба. – СПб.: Вита Нова, 2013. – 624 с.: ил. – 1100 экз.
Повествование в рассказах «Царь-рыба» – одно из наиболее значительных произведений В.П. Астафьева. В центре повествования – люди сложной судьбы, живущие в борьбе с суровой природой, гибельное разрушение природы человеком и ответное разрушение самой человеческой личности.
Главного героя, Игнатьича, уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, всё делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.
В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретённым за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счёта, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляли Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с Царь-рыбой.
В 1978 г. «Царь-рыба» была удостоена Государственной премии в области литературы и искусства. В представляемом издании публикуется последняя прижизненная версия книги без цензурных изъятий. Иллюстрации созданы петербургским художником Олегом Михайловым по заказу издательства «Вита Нова». Художественная интерпретация астафьевского текста оказалась столь убедительной в том числе потому, что иллюстратор отразил в своих работах впечатления от поездок в Сибирь, на родину Астафьева.
Комментарии
Леонид Татарин01.05.2014
Астафьев был уверен, что только русские рыбаки - варвары. В личной переписке я послал ему фото - у штата Орегон траулер США уничтожил около 30 т. прекр-го окуня - только это его убедило. За эти снимки он обещал прислать мне полное собр. своих книг. Не успел...
Антон Малков 01.05.2014
Вы сами фоткали в штате Орегон? Хм... Как границу с Финляндией пересекаешь - зверья полно, зайцы прямо по Хельсинки бегают, а у нас - пустота на дорогах... Всех повывели - поубивали. Дикие звери и изверги наши охотники, благо имею возможность не с чужих фоток сравнивать. Так же как и Астафьев прозрел, когда за рубеж стал выбираться.
Леонид Татарин01.05.2014
Снимал наблюдатель от США Джек Франки. По лицензии американец должен был ловить только серебристый хек и передавать на мой траулер-завод. По ошибке затралил окуня и небрежно вытряхнул 30 т - огромное красное пятно. Окунь погиб.
Антон Малков 01.05.2014
Вот у "Издателя Сапронова" (Царство ему Небесное!) это было подарочное издание, так издание. И люди душевные (в Иркутске) и цены демократичные, а у "Вита Новы" обычно такие цены, что хоть стой хоть падай. Это вам не альтруист и меценат Геннадий Сапронов...
Алексеев01.05.2014
"Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счёта, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляли Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. "
Благодаря рыночной правительственной и неправительственной сволочи, около которой Виктор Петрович терся и которую активно поддерживал в конце 90-х гг., в настоящее время: а) количество "игнатьичей" возросло на несколько порядков; б) воровство рыбных богатств в стране получило мощное организационное оформление, то есть превратилось из хилого карманного браконьерства в масштабный и организованный грабеж; в) о наличии у нынешних рыбных "игнатьичей" какого-либо "срама" и/или боязни какого-то там "рыбнадзора" ныне срамно даже говорить.; г) "жадность" и "жажда наживы" у современных "игнатьичей" достигла гомерических размеров; изначальный "игнатьич" - просто невинный инок рядом с ними! д) в мелких современных "игнатичей" превратились многие неигнатьичи. Поскольку при отсутствие ныне какой-либо серьезной работы на селе поневоле сделаешься "игнатичем", чтобы хоть как-то семью содержать (см. что творится, например, в низовьях Волги, в Астраханской обл.). И т.д.
Вообщем, большое природоохранное спасибо Вам за все это, Виктор Петрович!!