Перелицовка советского детектива по антисоветским лекалам
Весь сериал – обман, пустышка, начиная с надписи «По мотивам произведений Аркадия и Георгия Вайнеров». Наиболее это очевидно в эпизодах «Город принял», «Часы для мистера Келли», где буйствует сценаристская отсебятина.
Идея вернуться к советской детективной классике сама по себе выглядит привлекательно. Опыт мастерской стилизации, постановки милицейского детектива современными средствами – всё это вызывает заочный интерес. Но тяготение к набору современных сериальных штампов, сквозящее в «Следователе Тихонове», перечёркивает надежду на то, что фильм представляет собой нечто оригинальное.
Обращение к 70-м – популярная тенденция. «Винил», «Фарго», «Призраки Энфилда» – эти известные американские и английские сериалы кропотливо воссоздают атмосферу того времени. Качественный сериал в подобном духе потребовал бы от авторов «Следователя Тихонова» осторожного, вдумчивого погружения в эпоху, её внимательного анализа с высоты прожитых лет. Тогда получилось бы красивое и стильное ретро. Сериал глубокий и ностальгический, с совершенно иным ракурсом. СССР предолимпийской поры. Общество, для которого главное не нажива, а моральный выбор. Вот такой фильм мы могли бы увидеть.
Детективные произведения о следователе Тихонове – не шедевры словесности. Но любой, кто читал их, помнит, что авторы работали с формой, понимая, что только подбором новых художественных средств, сменой формы повествования можно уйти от однообразия, присущего массовому жанру. Режиссёр Сергей Снежкин предложил зрителям типовой монотонный российский сериал, в котором линия отношений главного героя (его играет Михаил Ефремов) с другими действующими лицами преобладает над детективной составляющей.
«Какой детектив без погони?» – вопрошали когда-то в «Берегись автомобиля». Сценаристам «Следователя Тихонова» удалось продемонстрировать образец такого фильма. Хотя какая тут погоня! Вместо молодого следователя (Тихонову, если заглянуть в произведения братьев Вайнеров, 28 лет в «Ощупью в полдень», 30 лет в повести «Город принял»), расположенного к рефлексии по поводу своей профессии и нравственного здоровья общества, на экране шалопай предпенсионного возраста, склонный к цинизму и противоправным действиям.
В сериале нет картин напряжённого расследования, нет широкого охвата социальной действительности, отсутствует интерес к человеку, которым отличалась работа того, книжного Тихонова. Милицейский роман – производственный эпос о буднях работников правоохранительных органов – деградировал в «Следователе Тихонове» в повествование о личной жизни на рабочем месте.
Но самое неприятное в фильме Сергея Снежкина даже не это. Ошарашивает то, как сценаристы, в число которых входит и сам режиссёр, обошлись с сюжетами братьев Вайнеров.
Любая постановка имеет право на собственную интерпретацию художественного текста. Но порою коррективы в сюжетной линии, в характерах героев бывают весьма красноречивы. В «Следователе Тихонове» можно увидеть, какой глобальный сдвиг произошёл в общественном сознании в последние годы. Прежде всего стоит отметить, что авторы сериала боятся быть серьёзными. Они боятся в открытую выразить высокие благородные чувства, прячут их за цинизмом и иронией. Система ценностей, картина мира не даже не упростились, а стали примитивными. Здесь впору вообще употребить слово «извращение». И это не преувеличение. Достаточно лишь сопоставить сюжетную линию произведений Вайнеров с тем, что происходит в «Следователе Тихонове», чтобы в этом убедиться.
Журналистка Татьяна Аксёнова, разоблачившая предателя, сотрудничавшего в годы войны с нацистами, и погибшая от его пули («Ощупью в полдень»), волею сценаристов превращается в проститутку, шантажирующую представителей московской богемы. Место трагичной истории занимает клубничка с секс-скандалом среди важных персон. Несмотря на то что речь идёт о герое художественного произведения, сопоставляя сериал и повесть, не можешь отделаться от ощущения, что только что на твоих глазах не просто оклеветали, а буквально вымазали, изваляли в грязи светлого, чистого, настоящего человека.
С чего так? В мире сериала «Следователь Тихонов» нет места подвигу? Или создатели считают, что сюжет повести Вайнеров «Ощупью в полдень» уже неактуален, непонятен современному зрителю?
Такого же рода подмена свершается в связи с историей несостоявшегося первого скрипача Иконникова в эпизоде, формально снятом по повести «Визит к Минотавру». «Я был не готов… Мне было его уже не догнать», – говорит Иконников в книге о своём друге-сопернике Льве Полякове. Эта история осознания собственного несовершенства перед лицом гения, конфликт амбиций и ясного мышления перелицовывается сценаристами в повесть о советском Моцарте, загубленном Сальери при помощи партийных органов. Впрочем, монолог новой версии Иконникова (его играет Сергей Гармаш) во многом символичен. В его истеричных выкриках слышится голос разоблачителей ужасов советского тоталитаризма, которые в последние годы как раз под таким углом стали рассказывать историю своего жизненного пути. Вместо «я был не готов» – «меня зажимали».
Подводя итог просмотра первых серий «Следователя Тихонова», можно с уверенностью сказать, что сериал в одинаковой степени противопоказан как поклонникам детективов братьев Вайнеров, так и любителям хороших телесериалов.
Борис НИКИТИН
Телеписьмо