Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 мая 2013 г.
  4. № 20 (6415) (15.05.2013)

Прикосновение к душе

15 мая 2013

Художественный руководитель Русского духовного театра «Глас», заслуженный деятель искусств РФ Н.С. Астахов в эти дни отмечает 70 лет. В день выхода «ЛГ» в филиале Малого театра России состоится большой торжественный вечер.

Наверное, не только те, кто давно знает Никиту Астахова, но и сам режиссёр-юбиляр не мог бы помыслить в юношеские годы, что ровная, устойчивая советская жизнь преподнесёт ему однажды «такую вот загогулину» – приведёт от москонцертовского парткома к церковному порогу. Вера в Бога ворвалась в жизнь Астахова стремительно и бесповоротно, а источником её стала судьбоносная встреча… со своей будущей супругой, артисткой Татьяной Белевич, глубоко верующим человеком, ставшей для Астахова верным спутником на всю жизнь, ближайшим соратником в создании Русского духовного театра «Глас».

Ряд биографических фактов (из детства, юности юбиляра) говорит за то, что случившиеся перемены в жизни Астахова неслучайны. Родиться во Владивостоке, на берегу Тихого океана, на восточном краю России, с первым глотком вдохнув в себя чувство величия Родины, – это значит навсегда влюбиться в свою страну, считать её богоизбранным местом на Земле. Очень важно и то, что родители Никиты Астахова были людьми театра.

В театральном училище им. Щепкина он учился у В.И. Коршунова и Ю.М. Соломина – продолжателей великой русской театральной реалистической школы.

Сценическое действо на религиозную тему – «Светлое Воскресение». Премьера, сразу ставшая в Москве событием, состоялась 24 апреля 1989 г. Она прошла в пасхальные дни в филиале Музея Андрея Рублёва (ныне это храм Покрова Божией Матери в Филях). Данная дата стала точкой отсчёта жизни и деятельности Русского духовного театра «Глас».

Сегодня «Глас» прочно входит в число других сценических коллективов, находящихся в ведении Департамента культуры города Москвы. Но его кардинально отличают от других концептуальные (если можно так сказать в приложении к духовному театру) особенности. В чём они?

Никита Астахов говорит: «Театр «Глас» взял на себя небывалую для светского учреждения искусства миссию – духовного просвещения, религиозного оглашения зрителя – потому и «Глас». Отношение к театру как к месту только отдыха и развлечения, укоренившееся за годы «реформ» в России, находится в принципиальном противоречии с видением роли театрального искусства нашим театром, – как кафедры, с которой, по словам Н.В. Гоголя, «много можно сказать миру добра».

К душе человека обращены и остальные работы театра в постановке Никиты Астахова: «Раб Божий Николай» (гармоничное соединение «Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя и «Мытарств преподобной Феодоры» из Святоотеческой литературы); «Великая княгиня Е.Ф. Романова. Возвращение», где звучат церковные песнопения, тексты Евангелия, демонстрируются исторические документы, малоизвестные публике.

Но, если в спектаклях театра первых лет превалировала тенденция соединения религиозной литературы и светской, то новые спектакли подчинены выявлению христианских истин в русской классике и современной драматургии.

Своеобразие спектаклей Никиты Астахова не могло остаться незамеченным общественностью и Церковью. Важнейшим для всего российского театра стал такой факт: впервые в отношениях Церкви и театра произошло желанное сближение (ранее церковь осуждала театр как явление). Русский духовный театр «Глас» – единственный сценический организм в стране, получивший Патриаршее благословение.

Многие постановки Никиты Астахова отмечены. Вот несколько по­следних наград: Гран-при за лучший спектакль международного театрального фестиваля «Славянские встречи» в г. Гомеле (Беларусь) – «Великая княгиня Е.Ф. Романова. Возвращение» (главный приз за исполнение роли Великой княгини вручён заслуженной артистке РФ, блистательной Татьяне Белевич) – 2011 г.; «Золотой диплом» за спектакль «Развязка Ревизора» Н.В. Гоголя на международном театральном фестивале в Москве «Золотой витязь» – 2012 г.; Гран-при за спектакль «Спасибо деду за Победу» на православном фестивале искусств «Серебряная Псалтирь» в г. Дубне (Московская область) – 2012 г.

Отмечена отечественной театральной критикой как исключительная по выразительности роль Фомы Опискина, сыгранная Никитой Астаховым в поставленном им же спектакле «Село Степанчиково и…» по Ф.М. Достоевскому.

Портрет будет неполным, если не упомянуть некоторые кинофильмы с участием юбиляра, вошедшие в классику отечественного кинематографа. Это роли в таких лентах, как «Печки-лавочки» (режиссёр В. Шукшин), «Весна на Одере» (режиссёр Л. Са­аков), «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» (режиссёры В. Краснопольский и В. Усков), «Последняя осень» (режиссёр В. Плоткин), «Спасите наши души» (режиссёр К. Белевич).

Никита Астахов – очень русский человек: основательный во всём, сосредоточенный, немногословный, глубокий… Часто его можно застать в раздумьях над книгой, записывающим родившиеся мысли… В последние годы стал носить бороду. И это – не режиссёрский атрибут, а, похоже, насущная потребность глубоко религиозного, православного человека.

На всех спектаклях театра «Глас» люди с замиранием сердца внимают одухотворённому слову. Во всех нас, в той или иной степени, напряжены эти духовные «струны» (в артистах, зрителях), и при прикосновении к ним возникают гармонические аккорды. Мастером такого прикосновения является Никита Астахов.
Юрий ШИЛОВ

«ЛГ» присоединяется
к тёплым словам поздравлений.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS