Трое молодогвардейцев везут в кузове полуторки бочки с мазутом. В зеркальце кабины замечают погоню немцев. Виктор Третьякевич (по новой версии именно он, а не Олег Кошевой – комиссар «Молодой гвардии) перебирается из кабины в крытый кузов и за миг до появления в нём коменданта Краснодона эсэсовца Гедемана успевает погрузиться в бочку с мазутом. Гедеман макает палец в бочку, задумчиво слизывает жидкость. Когда наконец спрыгивает, из бочки появляется чумазое лицо с белыми выпученными глазами.
Нам предлагают поверить, что здоровый парень мог уместиться в небольшой бочке, да так, что мазут не пролился, и что он не дышал минут пять. Перед каждой серией на Первом канале голос за кадром внушает нам, что перед нами «подлинная история «Молодой гвардии».
29 октября 1943 г. «Учительская газета» сообщила, что в Краснодоне, ставшем широко известным стране и миру, в доме Олега Кошевого создан музей, посвящённый подвигу членов комсомольской подпольной организации «Молодая гвардия». С его экспонатами (личными вещами героев, школьными тетрадками и дневниками…) знакомится командированный в Краснодон Александр Фадеев. Читает уголовные дела, заведённые на палачей и убийц героев, встречается с родными и выжившими друзьями молодогвардейцев. Слушает, записывает. В 1945 году был издан роман «Молодая гвардия», а в 1948-м вышла экранизация Сергея Герасимова с великолепным созвездием молодых актёров, будущей гордостью советского кино – Инной Макаровой, Нонной Мордюковой, Кларой Лучко, Людмилой Шагаловой, Сергеем Гурзо, Вячеславом Тихоновым, Георгием Юматовым, Сергеем Бондарчуком и другими.
Основное отличие сериала от фильма: тот, кто был у Фадеева и Герасимова предателем, в сериале Леонида Пляскина стал главным героем.
Сведения о Викторе Третьякевиче очень разноречивы. По версии ревизоров подвига молодогвардейцев, в 1942 г., когда фашисты подошли к Донбассу, он был утверждён членом Ворошиловградского горкома комсомола и зачислен в партизанский отряд И.М. Яковенко, где комиссаром был брат Виктора – Михаил. Однако в сериале другое. Виктор переживает личную трагедию – его любимая девушка Соня убита фашистами, потому что она еврейка, и он клянётся мстить за неё. Устанавливает связь с уже существующими в Краснодоне подпольными группами – «Звездой», «Серпом», «Молотом» и др. И как утверждают творцы новой версии, именно Третьякевич знакомится с Олегом Кошевым, тогда спокойно проживающим при маме и даже работающим помощником немецкого инженера. А также с Иваном Земнуховым и Сергеем Тюлениным. Третьякевич объединяет группы в одну большую «Молодую гвардию». (Но за ним тянется подозрение в вине за гибель партизанского отряда – непостижимым образом он один остался в живых. Видели его и в компании с тем же Гедеманом.) Парень нервен, авторы сценария заставляют его хвататься за пистолет при каждом шорохе. Но соглашаются с версией, что он принимает мученическую смерть вместе с товарищами. Со скрученными проволокой руками он толчком сбрасывает в шахту немецкого офицера, но тот за что-то цепляется и остаётся жив (как и в случае с бочкой мазута, нам предлагается во всё это поверить).
Нынешние молодые, взращённые современными сериалами, заблудились между Великой Победой и «непомерной ценой», которой она добыта. Между геройством и предательством. Процитирую путаные мысли молодых с одного из формумов интернета, посвящённых сериалу: «Предателем стать легче, чем героем, но для обоих нужно мужество»… «Предатель – это, конечно, плохо. Но поставьте себя на место власовцев, которых в нашем плену ждала смерть… Это нам легко на диване рассуждать о предателях, а если бы вашу семью сгноили в лагерях просто так, на чью бы сторону вы стали?»
Последний пассаж, похоже, родился после признания в фильме начальника краснодонской полиции Суликовского, оправдывавшего себя тем, что «Советы убили его семью». Как, при каких обстоятельствах – этого объяснять в новых фильмах не принято. Но ведь мстит-то этот фашистский холуй ни в чём не повинным перед ним людям!
Мать героического Олега Кошевого предстаёт в образе ярой антисоветчицы: «Советы нам всё равно не простят, что мы под немцами были!» и «Олежка, давай уедем в Германию, там, говорят, хорошо!» – будто для советских граждан оккупанты сразу же шенгенскую визу открыли! Тема предательства не просто затушёвывается, но ей находятся объяснение и оправдание! Нам внушается простенькая мысль: если б не сопротивлялись, покорились бы немцам, как французы, чехи и другие, были бы живы. Будто не было нацистского плана уничтожения народов СССР, беспощадных ночных бомбёжек мирных городов, будто не укладывали оккупанты тела расстрелянных мирных жителей в овраги и рвы, будто не сжигали целые деревни с жителями…
К неожиданным плюсам фильма нужно отнести показ высокого уровня довоенного образования в СССР, чему нынешняя интернетовская молодёжь даже и не верит: «Они немецкий откуда-то знают лучше, чем украинский!» А также играют на скрипке, хорошо танцуют, модно одеваются – шляпки, каблучки, сложные фасоны платьев. Но всё это было! За 20 лет после Гражданской войны открыты были невиданные при царизме музыкальные школы для детей из народа в райцентрах и посёлках, работали ателье, шьющие по журналам мод, один из которых – «Модели сезона» – выходил все годы войны.
Но вот кабаре с канканом, где ублажает песнями и плясками немецких офицеров (откуда их столько в скромном городке?) «разведчица из Центра» (по сериалу) Любка Шевцова, вряд ли бы вмиг возникло в маленьком Краснодоне (посёлке Сорокино, ставшем городом за три года до войны).
Процитирую из служебного циркуляра СД «Сообщения из рейха об образе русского у германского населения»: «Современная система образования в России значительно лучше, чем при царизме. Сравнение знаний немецких и русских сельских рабочих показывает, что русские образованнее»... Особое удивление вызывает распространение знания немецкого языка среди остарбайтеров, который, оказывается, преподаётся даже в деревенских средних школах». А вот мнение немцев о нравственности: «У остарбайтеров ярко выражены чувство семьи и высокая нравственность поведения…» И ещё – «преданность родине доходит у русских до фанатизма, пересиливающего страх смерти. Распропагандировать их не удаётся».
Конечно, молодые создатели фильма не утруждали себя изучением русской речи времён войны, и среди минусов фильма можно назвать режущие слух новомодные словечки XXI в.: «погонялы», «кликухи» или «мелкие» – это о детях, которых тогда так не называли. И это неправдоподобие в мелочах никак не даёт отделаться от мысли о неправдоподобии героев. Кажется, это просто современный российский молодняк проводит массовый флешмоб в одеждах военной поры. Усиливает впечатление и растиражированный рекламный плакат фильма – исполнительница роли Любы Шевцовой Катерина Шпица в привычном модельном «прикиде».
Не хочется разбирать введённого в историю «Молодой гвардии» якобы руководителя из Центра – некоего Артиста. Как не хочется говорить и о Любке Шевцовой. В юмористической передаче «Вечерний Ургант» Шпица, кокетливо хихикая, поведала, что в фильме у неё «немец-любовник». И именно в уста такой вот беспутной по сериалу Любки авторы вложили замечательные слова, которые могли бы послужить ответом хулителям Фадеева за отсутствие в первой редакции его романа руководящей роли партии. На вопрос мучителей: «Где ваш штаб, откуда вами руководят?» – Любка ответила: «Чтоб вас ненавидеть и уничтожать, руководители не нужны». И на вопрос врага: «Кто ваш руководитель?» – отвечает: «Товарищ Сталин!»
Хотели того авторы или нет, но этими словами они дают ниточку к объяснению 70-летнего интереса к «Молодой гвардии». Подвиг в первой редакции книги Фадеева – стихийный! И что особенно важно – это массовый порыв молодёжи, воспитанной именно советской властью! Молодогвардейцы явили подвиг коллективный, массовый – такой народ непобедим!
Вот что страшно всем, недовольным нашей Победой, стремящимся утопить в словесной хуле этот потаённый смысл подвига. Конечно, страшно и тем, кто планирует новые «Барбароссы» и «Осты» против России.
Восстановление подлинной истории «Молодой гвардии», думается, ещё впереди. Сейчас восстанавливается прекрасный фильм Сергея Герасимова, не претендующий на документальную подлинность, но верный правде того сурового времени. И работает, как всегда, музей «Молодой гвардии» в г. Краснодоне Луганской Народной Республики.