В отличие от европейцев (те пытались примитивно использовать экономическую зависимость СССР) американцы построили в СССР в период индустриализации 1,5 тысячи заводов и фабрик, задействовав десятки тысяч своих инженеров и рабочих. В наших городах по сей день престижно жить в домах, построенных американцами для своих специалистов. На счету лишь одного предпринимателя – Альберта Кана – 550 промпредприятий, возведённых в СССР. Филиал его компании в Москве носил для конспирации советское название – «Госпроектстрой».
Днепрогэс, Магнитку, Горьковский автозавод, Сталинградский тракторный и сотни других объединяет не только то, что их строили комсомольцы и заключённые, но и то, что ими руководили американские инженеры и техники. Сталинградский тракторный, например, был полностью построен в 1930-м в США, размонтирован, перевезён на 100 судах и вновь собран на Волге под наблюдением американцев. Оборудование для него поставили свыше 80 американских и несколько немецких компаний.
Основанный в 1924-м как акционерное общество «Амторг», контролировавший торговлю между США и СССР, завлекал к нам американцев: «Интеллектуалы, работники социальных служб, мужчины и женщины, имеющие специальность, от чистого сердца приглашаются в Россию… страну, в которой проводится величайший в мире эксперимент, страну с созвездием живописных народов, чудесной природой, восхитительной архитектурой и экзотическими цивилизациями».
Консультировал и финансировал «подвижническую» затею один из крупнейших банков США – Chase National Bank. Хотя США и не имели до 1933 года дипотношений с СССР, отказываясь признавать Москву из-за массовых репрессий в СССР и подрывной коминтерновской деятельности.
Сталин внимательно отслеживал ситуацию. Он знал, что с 1930 по 1935 год СССР должен был выплатить американским фирмам $350 млн (это больше, чем $40 млрд сегодня) кредитов плюс проценты примерно на такую же сумму из расчёта 7% годовых. 25 августа 1931 года Сталин написал Лазарю Кагановичу: «Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключённые договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецкстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, АМО и Автостроя». Это означало конец сотрудничества с Каном, который в глазах советского правительства сделал своё дело: спроектировал и заложил сеть новых промышленных предприятий, сформировал заказы на технологическое оборудование и многое другое. В 1932 году большевики отказали его фирме в продлении контракта.
Однако гигантская работа уже была проделана, и не только, конечно, Каном. Всё это скажется потом, когда начнётся война с Германией.