Школьники расспрашивают дедушек и бабушек (Линара Абдрахманова, Денис Максимов, Мария Чуманова и другие); вчитываются во фронтовые письма и воспоминания, хранящиеся дома, в школьном или краеведческом музее (Ольга Алексеева, Анастасия Беляева, Николай Койнов). Порой подростки становятся свидетелями настоящих открытий, когда о судьбах солдат, считавшихся без вести пропавшими, их потомки узнают в наши дни. Это значит, что недавно на месте боя поисковики нашли останки воина и медальон (эбонитовую капсулу) со сведениями о нём и сообщили его родным. Подобные случаи описаны Анастасией Миловой и Ксенией Шундриной.
Главное, что привлекает в работах школьников, – неформальный подход к «юбилейной» военной теме. Чувствуется, это их по-настоящему волнует: «Я горжусь своим прадедом и благодарен ему за скупые воспоминания, которые сделали ту далёкую войну для меня ближе, яснее, понятнее» (Дмитрий Тосиков). Или: «Сохранившиеся письма – это ниточка, которая связывает наше поколение и будущие с теми далёкими годами» (Наталья Девятаева). А ветераны в свою очередь не приукрашивают, не ретушируют фронтовую и тыловую жизнь, а воссоздают её в реальном трагизме – со смертями, с голодом, предельным напряжением сил…
В сборнике немало любопытных сюжетов. Например, о кавалере ордена Почётного легиона, который служил в полку «Нормандия – Неман». А ранее «во время боёв на Халхин-Голе с его рации несколько раз выходил на связь будущий маршал Г.К. Жуков» («Месье Николай Ветров» Елизаветы Джалдыбаковой). С маршалом судьба сводила и двух других героев книги. Во время обороны Москвы у её участника Василия Богатова командующий однажды попросил… закурить… А позже медсестра Антонина Лаврина была отмечена Жуковым за выполнение его задания. Об этих случаях рассказали правнуки фронтовиков Юлия Музафарова и Максим Савельев. Среди героев рассказов – люди, служившие в таких закрытых сферах, как военная цензура (Екатерина Сергеева), охрана участников Ялтинской и Потсдамской конференций (Ислом Кудашев).
Что касается ранее закрытых тем, то, судя по сборнику, годы гласности не прошли даром. В некоторых работах говорится о жертвах коллективизации, о голоде начала 30-х годов. А Рита Штоббе и Андрей Фризен затронули сложную и болезненную тему страшных испытаний, выпавших во время войны на долю их предков – советских немцев… Кстати, даже по упомянутым именам авторов сборника можно судить о национальном разнообразии края.
Таким образом, подростки не только собирают уникальный исторический материал, но и, как видим, у них зарождается и крепнет чувство общности с дедами и прадедами. Крепнет духовная связь поколений, ширятся ряды хранителей памяти.