Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 августа 2013 г.
Невский проспект

Просто лирика

26 августа 2013

6-Kovalev-foto.jpgАлександр КОВАЛЁВ

Александр Ковалёв – инженер-энергетик, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР. Более 30 лет профессионально работает в литературе. Член СП России, автор 20 книг поэзии и прозы, лауреат премии Ленинского комсомола (1988) и Всероссийской литературной премии им. Б. Корнилова (2008). По­стоянный автор «ЛГ» с 1979 г.

* * *

Всего-то и дел,

что рукой дотянуться

и нужные в россыпи клавиш найти,

пока необузданный

сиюминутный

в душе не остыл,

не распался мотив.

Но, видимо, в жизни,

поспешной и шалой,

такая нам выпала доля уже:

хотелось,

мечталось,

но что-то мешало

прислушаться к нежно поющей душе.

Какой-то пустяк –

сквознячок, мелочёвка –

некстати по краешку прошебаршил.

А песня меж тем отболела

и смолкла,

и, может быть, лучшая песня души.

Теперь не осилить, назад не вернуться,

не вспомнить,

не вырвать –

свисти не свисти.

А стоило только рукой дотянуться,

и клавиши тронуть,

и вместе свести.

КОРНИ

Вдруг полночью питерской белой

привиделось, кровь леденя,

летящее белое тело

летящего степью коня.

Проснулся в сознанье мятежном –

откуда тот сон залетел?

Я степью не хаживал прежде,

в седле отродясь не сидел.

Тот стебель под корень отхвачен –

не сыщется даже жнивья.

Последние песни казачьи

отпели мои дедовья.

На кольском, чужом полустанке,

обочь от колючих оград

последние шапки-кубанки

с дядьями в могилах лежат.

Другие слова и мотивы

поёт, собираясь, родня.

Откуда же белая грива

летящего степью коня?

...Так думалось мне одиноко

в ту долгую белую ночь.

А ночь суетилась у окон,

пыталась, как прежде, помочь.

Но в жилах – скажите на милость,

откуда?

с какой стороны? –

кровиночка странная билась,

привычные путала сны.

ВОСПОМИНАНИЕ О СТАРОМ ЦИРКЕ

Ах эта милая округе

афиша цирка шапито,

где мчалась всадница по кругу

в трико червонно-золотом.

Где сквозняки входили в щели

брезентовых, непрочных стен.

Где, замирая, мы глядели

под купол лучшей из арен.

О, как давно всё это было –

теперь припомнит мало кто.

С фанерной тумбы время смыло

афишу цирка шапито.

В круговороте обновленья

не сосчитать таких разлук.

Глядят иные поколенья

в арены капитальный круг.

И, замирая от испуга,

опять следят с открытым ртом,

как мчится всадница по кругу

в трико червонно-золотом.

* * *

Пойдём мимо ветхой ограды

в осенний, заброшенный сад,

где так упоительно сладок

был первой листвы аромат.

Где в тихой, тенистой аллейке,

однажды открывшейся нам,

синицы играли на флейте,

приветствуя нас по утрам.

Пойдём вдоль акаций и клёнов

туда, где у сонной воды

в опавшей листве золочёной

теряются наши следы.

Туда, где с душою флейтиста

садовник ещё и теперь

слетевшее золото числит

горчайшей из наших потерь.

ПРОЗРАЧНОЕ

Вот и пришло опять

время пустых скворечен.

Листья сгребает мать,

пилит отец черешню.

Ходит в руке пила,

точит кору сухую –

жалко, а всё ж пора,

время сажать другую.

Где-то сквозь листопад

плачет чуть слышно птица.

Ветер летит сквозь сад –

не за что зацепиться.

ВОДИЛА

У заглохшего ЗИЛа

в небо смотрит капот.

Под капотом водила

железяку клянёт.

Меж прокладок и гаек,

вдохновенен и зол,

виртуозно спрягает

однозвучный глагол.

Но мотор – ни в какую,

как его ни спрягай,

лишь метафоры всуе

расплескал через край.

И сомнение гложет

молодое чело:

«жечь глаголом», похоже,

не его ремесло.

В ЛОДКЕ

Только бы смочь,

только б суметь!

Но до причала –

волны и ночь:

не одолеть,

не докричаться.

Видно – одно:

к рыбам на дно.

Но в круговерти

светит окно,

чьё-то одно

всё-таки светит.

Значит, и нас

кто-то сейчас,

в лютую полночь,

там, на земле,

даже во мгле

всё-таки помнит.

Слышите там,

на берегу,

верьте и ждите!

Я – как-нибудь

сдюжу, смогу...

Свет не гасите.

* * *

Как эта оттепель некстати,

нежданна и нехороша,

когда природа – на закате,

когда на паперти – душа.

Когда круженье первой вьюги

не улеглось ещё окрест.

Когда смиренная округа

уже несёт предзимья крест.

Когда перед остудой слепо

души мутнеют зеркала...

Как эта оттепель нелепа,

но как отчаянно смела!


6-Polianskaia-foto.jpgЕкатерина ПОЛЯНСКАЯ

Екатерина Полянская, поэт, переводчик с польского, член СП России. Окончила Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова. Автор стихотворных сборников «Бубенцы» (1998), «Жизни неотбеленная нить»(2001), «Геометрия свободы» (2004), «Воин в поле одинокий» (2012). Живёт в Санкт-Петербурге.

* * *

А у неё проточина на лбу –

Такая белая, и чёлка – золотая,

Я в поводу веду её в табун,

Под сапогами чавкает густая,

Как тесто, глина. Где-то в стороне

Урчит сердито трактор. И усталость

К её хребтистой старческой спине

Присохла, словно струп. А мне осталось

Уздечку снять, по шее потрепать,

И постоять ещё минуту рядом,

В кармане корку хлеба отыскать

И протянуть ей. И окинуть взглядом

Больные ноги, вислую губу,

И тощих рёбер выпуклые строки,

И белую проточину на лбу,

И под глазами мутные потёки.

И на мгновение увидеть в ней,

В глубинах ускользающе-бездонных,

Священное безумие коней,

Разбивших колесницу Фаэтона.

* * *

Тополя вырубают. Такое обычное дело –

За назойливый пух,

что в июне летит высоко

И кружит по дворам,

и змеится позёмкою белой,

И по солнечным лужам

плутает среди облаков.

Тополя вырубают.

Всё кажется просто и ясно –

Их так долго терзали дожди, и снега, и ветра,

Что костистые ветви

к земле наклонились опасно.

Отслужили, отжили.

Должно быть, и, правда, – пора.

Отчего же тогда

по-сиротски безмолвно тоскует

Неуютное небо среди оголившихся стен,

И всё кажется мне –

это долгую память людскую

Вырубают живьём, ничего не сажая взамен.

* * *

По осени я вспоминаю ту

Классическую стрекозу из басни

И думаю: чем строже, тем напрасней

Мораль извечно судит красоту.

Пропела – ну какая в том беда –

Коротенькое праздничное лето...

Как хорошо! Хоть кто-то в мире этом

Не ведал безысходности труда.

В минуту вдохновения её

Создал Господь из воздуха и света,

И отпустил. И не спросил совета

У скучных и жестоких муравьёв.

* * *

Здесь заплакать нельзя и нельзя закурить,

Во весь голос не то что кричать – говорить.

Водка пахнет сивухой, вода – солона,

И на стену в ночи наползает стена.

Утро щёлкает плетью, а по вечерам

Кто-то ищет меня в перекрестии рам,

И холодного зеркала пристальный взгляд,

Словно блик на штыке,

словно окрик «назад!».

Этот дом, он, как зверя, меня обложил,

Коридорами, лестницами закружил.

Я – живая мишень, я на злом сквозняке

Своё робкое сердце держу в кулаке.

ТО, ЧТО Я ЕСТЬ

То, что я есть, заставит меня быть

В. Шекспир

То, что я есть, – в ночи крадущийся тать,

Карточный шулер с драными рукавами.

То, что я есть, заставляет меня хохотать,

Петь, исходить рифмованными словами.

То, что я есть, колпаком дурацким звеня,

Пляшет на самом краю карниза.

То, что я есть, шкуру сдирает с меня,

И уверяет, что это – закон стриптиза.

То, что я есть, славу любви трубя,

Яростно шепчет через барьер столетья:

Знаешь, я никогда не любила тебя.

Больше того – никогда не жила на свете.

То, что я есть, всем и всему назло

Строит в ночи мосты, а с утра – взрывает.

То, что я есть, заставляет врастать в седло,

Именно когда из него выбивают.

То, что я есть, словно летучая мышь,

Криком своим пробивая

в пространстве дыры,

Слепо летит и слушает эхо. Лишь

Эхо – свидетель существования мира.

То, что я есть, желая себя разбить,

Мечется нелепо и неосторожно.

То, что я есть, меня заставляет быть,

И тут изменить уже ничего невозможно.

Тэги: Поэзия Александр Ковалв Екатерина Полянская
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Почти что второе рожденье

    18.05.2025
  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS