Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 августа 2018 г.
Библиосфера

Воин от искусства

08 августа 2018

Во многих религиях мира существует важный ритуал. Он называется по-разному, например, в христианской православной традиции это таинство прощения: и прощать нужно не только других людей, не только просить прощения у обиженных вами, но важно – и, наверно, это самое главное – простить себя.

Об этом Светлана Ангарская написала роман «Просветлённые».

Книга написана на стыке жанров, в лёгкой манере, однако имеет сверхзадачу, скрытые философские смыслы.

Экспозиционная часть насыщена яркими сочными деталями, и поэтому мы с первых страниц погружаемся в атмосферу книги, начинаем понимать мотивацию героев произведения, их цели, задачи, их психологию. Особенно точно и трогательно выглядит описание детства главной героини романа журналистки Леры: «У неё с детства сложился свой мир, где бабушка читала ей сказки Пушкина. Впечатлительной девочке нравились чудеса, где на неизведанных дорожках были следы невиданных зверей… Живое воображение рисовало заманчивые сказочные картины невиданных стран, дальних путешествий… Но самая любимая её сказка была про маленького грустного принца с далёкой чужой планеты. Экзюпери на всю жизнь подарил ей друга, с которым она мечтала в одиночестве, любила небо и звёзды, рассматривая их долгими летними ночами из открытого окна…» И сразу становится понятно, откуда у героини умение чувствовать метафизическое как в окружающем мире, так и в людях.

Второй главный персонаж, кинорежиссёр Димов, свои духовные поиски ведёт не в реальности, а в искусстве. Творчество – это сублимация жизни. Димов с головой погружается в профессию, он увлечён разными идеями и не видит, что рядом с ним живые люди, его близкие – жена Христина и маленький сын. Ему неуютно в мире живых, но он прекрасно себя чувствует в виртуальной реальности… Режиссёр – в поиске правды. Он слышит слабый зов извне. Он чувствует, что человечество делает что-то не так, и поэтому у него есть миссия.

Новая кинолента Димова – о враче и предсказателе Нострадамусе. Персонаж широко известен как реальная историческая личность, но правда жизни и правда искусства – вещи разные и порой несовместимые. Мы не знаем, насколько Нострадамус Димова близок к своему прототипу. Предсказатель скорее похож на режиссёра: он так же в поиске правды и так же хочет спасти мир от уничтожения.

Есть ли выход? Вот что мучает режиссёра. Он ещё не понимает, что и сам запутался в себе и своих поступках, и беда близко. Вообще поведение главного персонажа неоднозначно. С одной стороны, он уходит от реальности, которую должен исследовать, с другой – служит более тонкой материи, воспринимает вещи высокого порядка через творческое озарение. Димов – воин от искусства, который должен помешать свершиться злу, указывая на него в своих произведениях, подчёркивая разрушительную силу и возможный конец всего живого.

Однако, как сказал Фридрих Ницше: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

Беда приходит из мира реального. Деньги на фильм были взяты под процент у банка, который крышуют братки, они требуют отдать долг. Глобальный поворот в романе происходит в тот момент, когда в мире Димова рушится всё: его ищут бандиты, уничтожена незаконченная работа о Нострадамусе, ему приходится скрываться за границей.

После краха всех надежд режиссёр скитается по разным странам, попадает в кораблекрушение, теряет память... На пять лет его домом становится буддийский монастырь в Индии, где он пытается собрать свою личность воедино. Именно там он понимает, как важно нести добро и как важно прощать.

Ему удаётся простить в том числе и себя, а награда за прощение – любовь.

«Просветлённые» – роман об экзистенциальном кризисе личности, который герои смогли преодолеть в полной мере, поэтому можно назвать книгу жизнеутверждающей, а автора – филантропом духа.

Александр Гриценко

Тэги: Александр Гриценко
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Утрата

    13.07.2022
  • Умер Александр Гриценко

    11.07.2022
  • Интеллигенты из «Фейсбука»

    20.07.2021
  • Гламур на крови

    15.06.2021
  • О бриллиантах в навозной куче и наоборот

    02.02.2021
  • О бриллиантах в навозной куче и наоборот

    56 голосов
  • Гламур на крови

    56 голосов
  • Интеллигенты из «Фейсбука»

    53 голосов
  • Престарелые феи и каменные тролли

    28 голосов
  • Как писатель в РЭП залез

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS