Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 сентября 2018 г.
  4. № 37 (6658) (11.09.2018)
Литература Библиосфера

Власть как абсолютный герой

Новая книга постоянного автора «ЛГ» может перерасти в захватывающий телесериал

12 сентября 2018

Святослав Рыбас. Вожди: 
кинороман. –
М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.

Святослав Рыбас – один из наиболее заметных российских авторов, сочетающих в своих произведениях научную документальность и художественную значимость, историческую достоверность и динамичный сюжет. Автор, впервые получивший известность благодаря повести «Зеркало для героя», которая легла в основу одноимённого кинофильма, снятого режиссёром Владимиром Хотиненко, давно переключился на историко-документальный жанр.

Его художественные и документальные биографии известных деятелей – реформатора Петра Столыпина, генералов Александра Самсонова и Александра Кутепова читаются на одном дыхании, сочетая историческую достоверность и яркие художественные образы. Судя по всему, эпоха XX века, время революционных потрясений и гигантских волн социально-экономических трансформаций – индустриализации и коллективизации, включая и наследие этих гигантских сдвигов – 60–80-е годы, захватила писателя целиком. Своего рода итогом работы стала книга «Сто лет внутренних войн», представляющая оригинальный и до сих пор ещё недооценённый взгляд на отечественную историю прошлого столетия.

Наконец, Святослав Рыбас – автор одной из наиболее взвешенных и объективных биографий Иосифа Сталина, о роли в российской истории которого будут ещё долго спорить.

И вот писатель порадовал всех, интересующихся эпохой, новым трудом, написанным в ином жанре. Книга «Вожди» представляет собой масштабную историческую эпопею и одновременно самостоятельный в литературном отношении сценарий телевизионного художественно-исторического сериала, который планируется к производству совместно с китайскими партнёрами. Драматургический жанр позволяет строить динамичный сюжет и создавать эффект движущегося времени, вместившего поразительные по напряжению эпизоды. Они связаны с деятельностью ключевых героев ХХ века – Николая Второго, Столыпина, Ленина, Троцкого, Дзержинского, Бухарина, Зиновьева, Каменева, Берии, Черчилля, Рузвельта, Мао Цзэдуна, Чан Кайши, Гитлера, генералов Деникина, Врангеля, Кутепова, генералов вермахта, маршалов Тухачевского и Жукова, сотрудников Разведывательного управления Наркомата обороны СССР Павла Судоплатова, Наума Эйтингона, Кима Филби, Рихарда Зорге, Гая Бёрджесса….

Книга захватывает, обеспечивая полноценное погружение в одну из трагичнейших и интереснейших эпох истории. Яркие и сочные диалоги, реалистичность образов видных политиков, военачальников, разведчиков, деятелей культуры, реконструированная на основе вдумчивого исследования автором множества документов и научных трудов, создаёт атмосферу полного погружения в эпоху. «Вожди» – это и серьёзная попытка глубокого осмысления и анализа эпохи, предопределившей дальнейшую судьбу человечества.

Россия и мир, конкуренция ведущих государств, борьба разведок, идеологий, банковских систем, цивилизаций, судьбы великих мира сего – колоссальный сюжет. Повествование начинается с событий начала века, с первых шагов Сталина на фоне реформ Столыпина. В центре повествования фигура будущего советского диктатора: как он вёл себя в критических ситуациях, какова историческая логика появления этой личности. Но всё же это не роман о Сталине. Это роман о власти, в том числе и мировой власти.

Через призму становления лидерства показан процесс выбора будущего страны, кадровые союзы и заговоры, межпартийная борьба, схватки вокруг ленинского наследия, формирования экономической и государственной политики, сама проблема и философия лидерства. Автор с беспристрастностью, полнотой и где-то даже холодноватой жёсткостью, если не сказать жестокостью, обнажает путь, который прошёл руководитель СССР, чтобы взять на себя ответственность и стать «русским царём». Его соратники также обладали мощными характерами, иначе в те времена не могло быть.

Особенную глубину придают книге сцены с участием руководителей других государств, их борьба за свои интересы, постоянная готовность использовать слабость соседей, дипломатические поединки.

Показана в романе и послевоенная эпоха с её хитросплетением партийных интриг, борьбой за власть, созданием новых международных союзов и второго мирового рынка в составе СССР, Китая и социалистических стран, что в чём-то сильно напоминает современность.

В эти масштабные события органично вплетаются «маленькие трагедии» разных персонажей, включая и Сталина, его конфликты с женой, детьми, соратниками.

В освещении каких-то событий с автором, наверное, можно поспорить, но главное – книгу стоит читать, и ей не видно аналогов в нынешней литературе.

Кирилл Кочегаров,
кандидат исторических наук


Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS