Детская художественная школа городского округа Электросталь стала лучшей в Московской области по результатам рейтинга. Неудивительно, что конкурс на поступление в неё – один из самых высоких в регионе. О том, как добиться таких результатов, «ЛГ» беседует с директором школы Сергеем Бобковым.
– Сергей Андреевич, как воспитать человека с художественным вкусом?
– Воспитание если не профессионального исполнителя и создателя, то профессионального зрителя и слушателя с чувством вкуса – это задача, которая стоит перед всеми школами искусств. Безусловно, её нельзя переложить только на педагогов – здесь должен быть комплексный подход как со стороны семьи, так и со стороны общеобразовательной или дошкольной образовательной организации. И тем не менее базовая академическая часть, дисциплина и воля, которые закладываются в школах искусств, позволяют личности активнее развиваться, ведь воспитание художественного вкуса не ограничивается отдельным временным промежутком, а продолжается на протяжении всей жизни.
– Какое значение имеет создание брендбука школы?
– Сегодня образовательные учреждения, в особенности школы искусств, развиваются в новом времени и обеспечивают не только качественное художественное образование, но и культурный досуг: школы воспринимаются как культурно-образовательные центры.
Наша школа открыта новым идеям и готова меняться. Наличие брендбука существенно облегчает задачи продвижения школы в городской среде: появляются узнаваемые элементы, которые позволяют создавать качественные объявления и афиши, сохраняют привязку к школе при размещении информации в социальных сетях, помогают при оформлении школьных пространств.
– В вашей школе появились новые направления обучения.
– В прошлом году в нашей школе были проведены капремонт и материально-техническое переоснащение. Новые условия дали старт новым образовательным инициативам: мы приобрели оборудование для фотостудии и открыли фотошколу для взрослых и детей, организовали компьютерный класс, что позволило нам начать занятия по цифровой графике и японской иллюстрации. В скором времени запустим обучающий курс по керамике. Мы делаем особый акцент на работе со взрослыми, с родителями наших учеников. Поэтому мы создали на базе нашей школы отдельное пространство для взрослых, где они смогут как погрузиться в историю изобразительного искусства, так и принять участие в мастер-классах.
– Педагогических кадров хватает?
– Мы пытаемся формировать новую педагогическую культуру, когда преподаватель мотивирован на саморазвитие и работает в школе не потому, что у него иная карьера не сложилась, а потому что он хочет работать с детьми. Все наши преподаватели, как правило, выпускники нашей школы. Это одна из гарантий преемственности традиций и передачи опыта, что позволяет находить общий язык преподавателям старшего и молодого поколения. Недостатка в профессиональных кадрах мы не ощущаем.
Молодых преподавателей необходимо сопровождать в их деятельности – мы закрепляем наставников, создаём систему повышения квалификации: курсы, семинары, контакты с коллегами из высшей школы. Активно поддерживаем творческое саморазвитие: девять преподавателей нашей школы, в том числе молодые специалисты, являются членами творческих союзов художников России и Подмосковья. Наши педагоги ежегодно устраивают персональные выставки, работают творчески – только на внимательном отношении к своему предмету и знании строится целостный подход к обучению.
– Как реализуется система интеграции с общеобразовательными школами?
– С 2015 года наша школа занимается интеграцией дополнительного образования в общеобразовательные школы. Совместно с городским управлением образования мы открыли на нашей базе стажировочную площадку для учителей ИЗО. Делимся своим опытом и методиками, так как понимаем, что любовь к изобразительному искусству закладывается в том числе в обычной школе. Помимо этого, мы выступаем организаторами городской олимпиады по изобразительному искусству: ежегодно до 100 школьников выполняют на нашей базе конкурсные задания, знакомятся с жанрами изобразительного искусства. А мы помогаем детям проявить порой скрытые таланты.
В 2017 году мы начали реализацию инновационного проекта «Школа впечатлений». На базе школы № 11, находящейся в другом микрорайоне города, обучаются 32 ребёнка – таким образом претворяется в жизнь идея школы полного дня. Дети изучают рисунок, живопись, композицию и историю искусства. Девять часов в неделю они проводят с вдохновением и интересом в специально оборудованном классе. Этаж школы, на котором занимаются юные художники, превращён в выставочный зал со сменными экспозициями.
С 1 сентября 2018 года претворён в жизнь проект «Арт-класс»: первоклассники и второклассники из школы № 22, которая находится рядом с нашим зданием, получают начальное общее и художественное образование на базе художественной школы. 41 ребёнок пребывает в условиях, в которых интересно учиться, добиваться академических и творческих побед, общаться и дружить.
– Наверняка у вас и другие творческие проекты запланированы?
– В новом учебном году стартовал проект «Искусство – детям»: в перспективе каждый ученик общеобразовательных школ города сможет получить доступ ко всем образовательным возможностям художественной школы. Для развития творческого потенциала молодых горожан предложим экскурсии, мастер-классы и лекции. Мы работаем над тем, чтобы системно внедрять инициативы, направленные на создание единого образовательного пространства города.
– Ваши ученики часто побеждают в областных творческих проектах, а принимают ли они участие во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах?
– Конечно. По итогам 2017 года семь наших воспитанников стали лауреатами и дипломантами международных конкурсов, четыре – дипломантами всероссийских конкурсов и 59 человек стали обладателями дипломов межрегиональных и региональных конкурсных мероприятий. Один учащийся стал лауреатом Премии президента РФ по поддержке талантливой молодёжи в рамках национального приоритетного проекта «Образование», ещё один удостоился именной стипендии Губернатора Московской области.
Ежегодно художественная школа выступает организатором свыше 20 творческих проектов на территории города: Всероссийская акция «Научный субботник», акция «Пасхальное древо», городской фестиваль искусств «На улице Мира», цикл «Моя первая выставка», персональные выставки художников и фотографов. В этом году уже более 2000 детей стали участниками выставок, мастер-классов, лекториев.
Беседу вела
Анна Потехина