
Долго и безуспешно пытался набросать литературно-художественный портрет отца Моисея, он монах Свято-Троицкой Сергиевой лавры и врач по образованию. Но, увы, не вышло ничего. Меня не покидало чувство, что я с ним беседую на ощупь. Он истончился в плоти, будто растворился в воздухе или стал каплей в океане, и выделить его в отдельную субстанцию нельзя.
– Врачи встречаются среди монахов, это не такая редкость, возможно даже, их число растёт. Как вы, отец Моисей, считаете?
– Сегодня около десяти человек в монастыре – врачи по образованию, некоторые и сейчас работают по специальности. И во все века среди монахов были врачеватели. Из ближних к нам – святитель Лука (Войно-Ясенецкий), врач, профессор, прошёл ссылки, лагеря, создал бесценный труд «Очерки гнойной хирургии». Это настольная книга каждого хирурга.
Святитель Лука был архиепископом. И он погребён в Симферополе, в Троицком соборе.
Врачеванием занимались практически все святые, хотя они не имели медицинского образования. Святой праведный Иоанн Кронштадтский имел особое дерзновение к Богу, обладал даром выпрашивать у Бога многих людей, которые были обречены.
– Как врачи становятся монахами?
– Пути Господни неисповедимы. Что касается меня, я окончил в 1984 году Днепропет-ровский медицинский институт, больше десяти лет проработал офтальмологом, делал операции на глазах в Центре микрохирургии, оперировал за рубежом. В храм ходил редко, поставить свечку и выйти. Родители не были воцерковлёнными людьми. Но у нас в семье была глубоко верующая бабушка, Александра Тихоновна. Она умерла в 1997 году, и есть такое устойчивое мнение, что когда люди праведные покидают этот свет, то они имеют возможность испросить у Бога что-то для своих родных. И вот вскоре после смерти бабушки я вдруг ощутил в себе потребность познакомиться с духовным миром. Зачастил в храм, стал много читать духовной литературы, и у меня возникло желание получить православное образование, поступить в Свято-
Тихоновский институт, он больше ориентирован на мирское духовное образование.
Поехал в Москву, подавать документы, и первым делом посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, а там произошло то, что в мои планы не входило. Приложился к мощам пре подобного Сергия, выхожу из Троицкого собора, навстречу монахи, один из них спрашивает у меня: «Куда идёшь?»
– Он вас знал?
– Нет, не знал, и я был очень удивлён этим вопросом. Ответил, что поеду сдавать документы в Свято-Тихоновский институт. Он спросил: «А ты у старца получил благословение?» Услышав отрицательный ответ, сказал, что отведёт меня к отцу Кириллу, он был тогда духовником монастыря.
Я поздоровался с отцом Кириллом и почему-то попросил благословения не для поступления в Свято-Тихоновский институт, а благословение на то, чтобы остаться в Лавре.
– Почему внезапно передумали? Что произошло?
– Это для меня загадка до сих пор, потому что раньше я не думал никогда, чтобы жить в монастыре. Но отец Кирилл благословил, и я сразу понял, что это Божья воля прозвучала из уст старца.
– Сколько вы уже в монастыре?
– В 1998 году я стал послушником, а в 2001-м принял постриг, и никогда не сожалел, что ушёл в монастырь, у меня есть только благодарность, что живу в таком святом месте.
– Ваше мирское имя?
– Александр Дроздов.
– Вы бываете в Днепропетровске?
– За время монашества один раз был дома, надо стараться поменьше выходить из монастыря, ибо все эти выходы мешают монашеской жизни.
– Вы являетесь в монастыре руководителем оздоровительного центра. Что он представляет собой?
– Монастырский оздоровительный центр «Дорога к храму» был создан в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в 2014 году. У нас работают терапевты, фармакологи и другие специалисты, всего несколько врачей, работают монашествующие и мирские врачи, но достаточно воцерковлённые, и мы принимаем пациентов, которые приезжают к нам из самых дальних мест, практически со всего света.
Работа у нас строится на вековых традициях траволечения, то есть мы специализируемся на травах; рекомендуем травы и сборы в разных формах, в том числе в таблетках, бальзамы, продукты питания лечебного действия. И для многих людей эти травы являются часто более важными и действенными, чем основное лечение. С их помощью можно лечить даже диабет.
Сам я проходил по фитотерапии соответствующие курсы, много лет приобретаю знания в течение лечебной практики и дополнительно, по понедельникам, как офтальмолог принимаю всех желающих.
Мы непрерывно учимся, постоянно посещаем различные курсы, которые проводят ведущие фитотерапевты; собрали массу замечательных рецептов, проработали рецепты с опытными травниками, среди которых травники во многих поколениях. У нас трудился монах-травник Андрей, большой знаток своего дела. Он даже преподавал фитотерапию в одном из учебных заведений.
Фармакопея использует около ста видов трав, но на самом деле растений целебного воздействия гораздо больше. Это великая сфера знаний, и нельзя называть себя травником только потому, что ты завариваешь чай из трав. Травы способны не только лечить, они могут навредить здоровью. Недаром слово «отравление» имеет корень «трав». Только люди знающие могут применять на практике чудодейственный потенциал фитотерапии.
– На чём вы строите свои рекомендации?
– Рекомендации построены на том, что человек трёхчастен: дух, душа, тело. И это то, чего недостаёт современной медицине. Мы замечаем, что с каждым годом к нам приходят всё больше людей с психическими заболеваниями. Раньше чётко представляли, что можно называть душевной болезнью, а что – психиатрической. Существовала проба «десяти стаканов». Человеку предлагали на выбор десять стаканов, среди которых девять были со святой водой, а один – с обычной. И как бы стаканы ни меняли местами, ни переставляли, бесноватые всегда безошибочно выбирали один-единственный стакан с обычной водой.
Мы должны не забывать, что идёт духовная война. Она шла всегда. Поэтому так важно, чтобы человек был защищён на всех уровнях.
– У вас приём платный?
– Приём ведём бесплатно, каждый день после 13 часов, но травы приобретаются за деньги, потому что травы изготавливаем не мы сами, они производятся на предприятиях Алтая, Башкирии, Крыма, Кавказа, и никто свою продукцию бесплатно отпускать не будет.
– Много у вас пациентов?
– Мы не ведём статистику, но это несколько тысяч человек за год.
– Напоследок хочется задать вопрос: кто тот монах, который много лет назад вас остановил? Вы его встречали?
– Он у нас, в монастыре, он иеромонах, но я думаю, не надо называть его имя, он не хочет популярности.
– Но почему он вас остановил? Одного из множества паломников? Вы спрашивали у него?
– Не спрашивал, но думаю, он сам не знает, что его побудило ко мне обратиться.
...Поневоле вспоминается Шекспир и ставшее уже крылатым выражение: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам...»
Беседу вёл
Владимир Смирнов,
член СП России
P.S. Уважаемые читатели «Литературной газеты», специально для вас редакция договорилась о сотрудничестве с монас-тырским медицинским центром «Путь к храму». Центр специализируется на вековых традициях монастырской медицины.
Задавайте свои вопросы. Письма отправляйте на адрес редакции, с пометкой: «для Монастырского медицинского центра» или «для Владимира Смирнова»». Сотрудники оздоровительного центра ответят обстоятельно на все вопросы.