В Андреевском зале Кремля Владимир Путин провёл заседание Совета по культуре и искусству. Речь на заседании шла о роли культурной политики государства в укреплении единства страны и значении отечественной культуры в укреплении российской идентичности. Совет по культуре собирается регулярно. Почему «ЛГ» уделяет особое внимание именно заседанию, прошедшему 2 октября? Потому что впервые за 20 с лишним лет культура стала не просто предметом обсуждения, но рассматривалась как субъект национальной безопасности. Впервые в выступлении президента прозвучали слова о том, что от выбора ключевых направлений и принципов формирования государственной политики в сфере культуры зависит будущее страны. Владимир Путин определил главное направление работы власти и общества: культуру необходимо вывести из периферийной зоны внимания государства в приоритетную.
Едва ли не основная проблема культурной сферы сегодня – неравномерность распространения и в определённой степени неравноправие пользования гуманитарными благами. Если жители крупных городов имеют возможность оценивать реальные достижения культуры и искусства, то жители малых городов – и особенно сельское население – годами не видят живых артистов или новых книг, потому что последняя библиотека, книжный магазин и клуб закрыты, их помещения перепрофилированы под более «рентабельные» объекты, а единственным окном в мир по-прежнему остаётся телевизор. Да и как может быть иначе, если на культуру из федерального бюджета тратится 0,7 процента и в важнейшей стратегической сфере продолжает царить остаточный принцип?
Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своём выступлении заявил, что концепция культурной политики «поможет наконец хотя бы отчасти выйти из затянувшегося состояния идеологической аморфности». Литературе в выступлении президента и членов совета было уделено также немало внимания. Многие выступавшие говорили о необходимости вернуть в школьную программу выпускные экзамены по литературе и истории и о том, что главным приоритетом для нас является проверенная веками русская и мировая классическая культура.
На заседании, помимо идеологических вопросов, обсуждались вопросы конкретной поддержки библиотек, театров, музеев и образования в сфере культуры. Какой будет государственная культурная политика и насколько последовательно она будет реализовываться, пока не вполне ясно. Но в преддверии Года культуры, которым объявлен 2014 год, поручение президента своей администрации взять под контроль разработку новой культурной политики страны, чтобы выстроенная в итоге схема была комплексной и эффективной, выглядит обнадёживающе.
1. Чем, по вашему мнению, был примечателен недавнèé Совет по культуре и искусству?
2. На заседании Совета Владимир Путин заявил о необходимости выработки новой культурной политики.
В связи с этим каких бы вам хотелось изменений в вашей сфере деятельности?
На вопросы "ЛГ" отвечают члены Совета по культуре и искусству при Президенте России
Архимандрит ТИХОН:
1. Одна из главных задач при создании концепции – определение приоритетов. Этот вопрос чреват бесконечными и непродуктивными спорами. Но есть путь, держась которого мы можем твёрдо надеяться, что не ошибёмся. Это приоритет базовой для нас и неоспоримой русской и мировой классической культуры. В истории нашей страны не раз бывали этапы, когда возникали проблемы с преемственностью культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей, – ничего нового в этом нет. Главное – вовремя заметить и осознать болезнь и принять правильные меры к исправлению ситуации.
2. Представляется, что неотложным практическим шагом должно стать возвращение на должное место великой русской литературы в школах, вузах и в целом в духовном пространстве России. В первую очередь речь идёт об увеличении количества часов по русской и мировой литературе в школах. Настоящую культуру, вкус к ней необходимо прививать в прямом смысле слова, постоянно культивировать и не бояться делать это последовательно и настойчиво, не обращая внимания на призывы к толерантному отношению к духовным сорнякам. Это провокация, на некультивируемой почве сорняки неизбежно заглушат пшеницу.
Для нашей страны приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом – это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений. Здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе и культуре в национальных республиках наравне с изучением местной национальной культуры.
Галина МАЛАНИЧЕВА, председатель Центрального совета общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»
1. Обсуждался очень серьёзный вопрос о связи культуры и гуманитарного образования. Культура не может быть в отрыве от образования. Это дополняющие, зависящие друг от друга вещи. Литература и история так же важны, как математика и другие точные науки. ЕГЭ по литературе нужно сделать обязательным для всех. Преподавание русской классической литературы должно быть организовано на хорошем уровне и в школе, и в вузе. Я также хотела бы отметить ещё одну мысль, прозвучавшую на заседании. Речь идёт о статусе культуры, которая в последнее время превратилась, образно говоря, в падчерицу, служанку. Но культура – это государствообразующая отрасль, требующая уважительного отношения. Нельзя говорить, что учреждение культуры оказывает услуги, это унизительная формулировка. Оно решает государственные, гражданские задачи. Следующий год объявлен Годом культуры в России, но, к сожалению, и так небольшое финансирование сферы будет сокращено. Культура, конечно же, переживёт. Однако хотелось бы, чтобы финансирование не осуществлялось по остаточному принципу.
2. Несмотря на то что сейчас не модно говорить о роли государства в поддержании культуры, но, на мой взгляд, в сфере культурного наследия его влияние должно быть усилено. Существует много некоммерческих организаций, государственно-общественного, государственно-частного партнёрства, но их деятельность не может заменить поддержку государства. По-прежнему многие объекты культурного наследия находятся если не в руинах, то в аварийном или плохом состоянии. Привлекать инвесторов, конечно, нужно, однако государственные программы – это пока главный источник финансирования. Затраты на восстановление усадебных комплексов огромные, мало кто из инвесторов может в одиночку поднять одну даже не очень большую усадьбу. Вся законодательная, методическая база, подготовка кадров и другие моменты – всё это зависит от государства. Нам бы хотелось более внимательного, отеческого отношения, особенно это касается большой и серьёзной проблемы сохранения облика исторических городов. К сожалению, их списки сокращаются, что позволяет местным властям, порою не понимающим ценности того или иного объекта, использовать их по своему усмотрению.
Александр ВЕРШИНИН, генеральный директор Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина
1. Как обычно, прозвучало очень много мнений, предложений, вопросов. Но очень важно, что формируется единая государственная культурная политика: последовательно, системно и комплексно. Как никогда, много было сказано о необходимости сохранения культурного наследия (в частности, кинофотопроизведений, документов и материалов) и организации к нему доступа в электронной среде.
2. Хотелось, чтобы большую поддержку получило развитие библиотек нового типа. Они должны стать многофункциональными и мультимедийными центрами доступа к новым знаниям и культурному наследию: информационными, консультативными, досуговыми, культурно-массовыми комплексами, в которых используются современные технологии. Надеюсь, что опыт Президентской библиотеки здесь очень пригодится, его можно применять не только в наших региональных центрах, но и использовать в других – областных, городских, районных, специализированных – библиотеках.
Карен ШАХНАЗАРОВ
1. Сегодня одно из важнейших понятий – культурный суверенитет. Он напрямую связан с суверенитетом политическим. Некоторые могут сказать о том, что не бывает суверенитета культурного, культура всемирна. На что я бы ответил, что культура не имеет границ, но культура имеет корни. И весь вопрос вот в чём: следующее поколение, какое-либо другое поколение, через поколение, воспитанное уже в отсутствие культурного суверенитета или в иных культурных традициях, захочет ли оно вообще сохранять политический суверенитет страны? Этот вопрос весьма остро стоит в современной России.
Конечно, культура начинается с образования. Образование – это основа основ культуры. В 1870 году, после победы Пруссии над Францией, канцлера Бисмарка спросили, кто выиграл войну, видимо, намекая на то, что он скажет: я или какой-нибудь генерал. Бисмарк ответил: «Прусский учитель». Действительно, в то время им удалось создать лучшую в Европе систему образования. К сожалению, не могу сказать того же о системе сегодняшнего нашего образования.
Мне кажется, было бы логично именно в Год культуры в России ввести обязательный экзамен по литературе в школах. Было бы правильно ввести курс классической русской литературы во всех вузах страны, включая технические вузы и военные, средние и высшие учебные заведения. Было бы также полезно, если бы в Год культуры люди до восемнадцати лет могли посещать музеи бесплатно. Хорошо бы ввести такую практику, уже существующую в других странах, и в Российской Федерации, хотя бы в отношении основных, базовых музеев.
2. У меня ощущение, что мы присутствуем при конце цивилизации читающей. Я это говорю с сожалением, но, видимо, это факт – мы присутствуем при рождении цивилизации смотрящей. Наверное, все обратили внимание, что на пляжах, в самолётах, в поездах, в метро все смотрят кино… То есть кино сегодня особенно востребованно. В этой ситуации особенно жаль, что мы не можем наполнить рынок своим отечественным кино. Это тоже грозит нам потерей того самого культурного суверенитета, о котором я говорил.
Мне представляется важным определиться с организацией кинематографа в нашей стране. Я много раз об этом говорил, повторю ещё раз. На мой взгляд, необходим единый центр кино, в котором было бы сосредоточено всё финансирование, в котором бы решались вопросы проката, вопросы технологий, ведь этим сегодня, в сущности, вообще никто не занимается. На самом деле такое вполне возможно сделать в рамках Министерства культуры. Там есть фонд, подчиняющийся Министерству культуры. Почему не сосредоточить всё в одном центре?
И конечно, мы никуда не сдвинемся, если не вернём в кинематограф такую профессию, как профессия редактора. Она практически умерла в нашем современном кино. И это одна из серьёзных потерь.
И ещё один наиважнейший вопрос, который хотелось бы решить в ближайшее время, – это вопрос об оцифровке. Дело в том, что сегодня телевидение стремительно уходит в цифровой формат. Ещё год-два – и все основные каналы станут цифровыми. Это значит, что та коллекция старых советских картин, которая стала классикой и которая в значительной степени, кстати, до сих пор влияет на сознание молодёжи и остаётся частью культурного наследия, окажется практически отрезанной от зрителя. Её просто перестанут показывать, потому что технически оно не приспособлено для цифрового кино. Мы занимаемся этим. У нас есть все технологии. Но мы делаем одну картину в месяц. Нам нужна определённая государственная поддержка, чтобы мы могли делать хотя бы 10–15 картин в месяц. Надо сделать хотя бы 600–700 основных картин, которые сегодня востребованы зрителями на всём пространстве Российской Федерации и за её пределами.
Евгений ПИСАРЕВ, художественный руководитель Драматического театра им. А.С. Пушкина:
1. Был очень конкретный разговор, обсуждались реальные дела и мероприятия, связанные с грядущим Годом культуры. Год культуры – отличная идея, много интересного и важного можно сделать. Но, с другой стороны, стало ясно, что доля в бюджете, выделяемая на культуру, останется прежней. И надеяться на увеличение этой цифры не приходится…
2. Новая культурная политика для Театра им. Пушкина уже в действии, если можно так сказать. «Новая жизнь традиций» – под этим девизом начался для нас 2013 год. А год 2014-й – год 100-летия Камерного театра, которое мы планируем отмечать. Не отказываться от корней, питаться от них, но расти вверх, в новое, неизвестное. Такая вот вечная формула жизни.
Михаил ХОХЛОВ, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России, директор Московской средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных:
1. На совете были поставлены не узкоцеховые вопросы сферы культуры и искусства, а был предложен более глобальный взгляд. Влияние культуры на национальную самоидентификацию, суверенитет, национальную безопасность… И это принципиальное отличие прошедшего совета от предыдущих. Если государство расставит акценты именно таким образом, то и система приоритетов бюджета будет другой, изменятся подходы в решении крупных задач в сфере культуры, что должно привести к структурным перестройкам и заметному повышению финансирования этой области в целом.
2. Моя сфера деятельности – это художественное образование. Моя мечта – дать возможность всем, особенно молодым людям, соприкоснуться с настоящим, содержательным искусством. Пока, к сожалению, учитывая размеры нашего государства, сделать это равнодоступно для всех очень трудно. Но у государства в ближайшее время не будет средств для обеспечения всей территории страны прекрасными музеями, библиотеками, концертными и театральными залами, педагогическими ресурсами, которыми обладают наши большие города. Равный доступ к культурным ценностям для граждан всей страны на сегодняшний день может обеспечить только интернет – нужно наладить производство высококачественного содержательного контента во всех областях культуры и искусства, позаботившись в первую очередь о молодом поколении. А вопросы востребованности этой информации (весьма, кстати, актуальная проблема нашего общества) мы должны решать везде: в художественных и общеобразовательных школах, домах культуры, кружках и, конечно же, в СМИ.
Андрей КОВАЛЬЧУК, скульптор, председатель Союза художников России:
1. На этом совете было чётко сформулировано отношение руководства страны к культуре, правильно расставлены акценты. Приятно услышать слова президента о том, что русская культура является тем фундаментом, на котором может быть построено наше будущее. И, соответственно, она не должна финансироваться по остаточному принципу, а имеет все права стать приоритетным направлением.
2. Культура – понятие очень широкое. С одной стороны, каждое время вносит свои коррективы и ставит свои задачи. С другой – любая культура основывается на заложенных ранее традиционных ценностях. Безусловно, хотелось бы сохранить то объективно хорошее, что осталось от советской эпохи. То, что поможет художникам в их непростой жизни периода рыночной экономики. В России ещё не сформировался арт-рынок, поэтому проблем много. Одна из самых острых – проблема мастерских. В целом государство помогает в этом отношении, что очень важно. Потому что художнику прежде всего необходимо место для работы. Крупные задачи не могут быть решены без поддержки государства. Также хотелось бы вернуться к системе госзаказа, существующего сегодня, скажем, в сфере кино. Речь идёт о масштабных полотнах, на создание которых требуется большое количество времени. И если мы хотим сохранить традицию большой картины, то здесь просто необходима серьёзная поддержка государства.
Ренат ХАРИС, поэт, общественный деятель:
1. Прежде всего – отношением к культуре и искусству как к определяющему фактору развития многонациональной Российской Федерации, как к основе нашей национальной самобытности и духовного единства народов. Каждый выступивший участник совещания полностью поддержал и по-своему дополнил этот главный тезис, озвученный Владимиром Путиным. Президент с большой озабоченностью говорил о том, что мы должны преодолеть стереотип финансирования культуры по остаточному принципу. Особенно по душе мне был наш разговор о необходимости сохранения культурных корней каждого народа, о воспитании подрастающего поколения россиян на классических образцах как в литературе, так и в музыке, изобразительном искусстве и т.д.
2. В своём выступлении я затронул только несколько вопросов, и прежде всего проблему возрождения в стране института художественного перевода. Ведь в прежние времена этот институт был очень мощным. Работали высокопрофессиональные мастера художественного перевода, и что особенно важно – творческая деятельность материально обеспечивала их. С помощью переводчиков национальные писатели становились известными по всей стране, а через русский язык – и далеко за её пределами. Художественные переводы тогда играли огромную роль в деле духовного сплочения народов, а значит, и в укреплении единства государства. Не надо забывать и о том, что при помощи перевода народы разговаривали между собой, что национальные литературы становились существенной частью общероссийской великой культуры. А сейчас этой силы практически нет: издательства России не выпускают книг национальных авторов, тиражи литературных изданий и серьёзных книг мизерны, радио и телевидение к произведениям современных авторов обращаются редко, а если и обращаются, то к произведениям только русских или русскоязычных писателей. Ни на одном телеканале я не встречал программу, где велась бы беседа с писателем, скажем, из Дагестана или Чувашии, Якутии, Башкирии, Удмуртии, Бурятии… Этот могучий духовный резерв, к сожалению, пока остаётся вне государственного внимания. Мне было приятно то, что в своём заключительном слове президент коснулся и проблемы национальных литератур. Хочется верить, что в 2014 году, который объявлен Годом культуры, в этой сфере произойдут долгожданные изменения.
Александр ШОЛОХОВ, директор Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, кандидат биологических наук:
1. Прошедшее заседание стало для меня очевидным, страшным и одновременно обнадёживающим фактом – впервые за последние два с лишним десятилетия руководитель государства столь подробно и весомо говорил о роли, положении и значении культуры для современной России. Последовал и практический вывод – постановка задачи выработки серьёзной и внятной государственной культурной политики.
2. Музеи – вид деятельности, значительная часть которой направлена как раз на «сопротивление» изменениям. Я говорю о сохранении нашего культурного наследия. И в этой связи мы прежде всего рассчитываем на внимательное и рачительное отношение к нашим неповторимым памятникам – от архитектурных до рукописных. Чтобы как раз никакие негативные изменения ни их физической сохранности, ни их понимания как важнейших основ нашей цивилизации не коснулись. Другая часть музейной деятельности направлена на представление этих памятников, и здесь она открывает необъятный простор для творчества. В этом направлении мы прежде всего ждём перехода от «бессмысленной», по словам президента, к разумной отчётности, которая позволит заниматься основную часть времени именно творчеством, а не подменой его сомнительной значимости процентовками. Крайне важно понимание роли образования как неотъемлемой и определяющей части культуры, причём музеи страны обладают огромным, но недостаточно востребованным просветительским потенциалом, поддержка и использование которого является нашей общей задачей. Если помножить это на призыв к отказу от пресловутого «остаточного принципа», получается неплохая перспектива. Я оптимист.