Российские и белорусские авторы встретились на совместном пленуме в Могилёве. 3 и 4 октября здесь обсудили роль литературы в становлении Союзного государства и сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне. Мероприятие приурочили к 20-летию подписания Союзного договора и 75-летию Победы. Делегации возглавили председатели Союзов писателей Беларуси и России – Николай Чергинец и Николай Иванов.
В Могилёве также было принято обращение к писателям Украины. Состоялся Поэтический реквием на Буйничском поле, над которым развеян прах Константина Симонова.
Одним из ключевых пунктов насыщенной повестки стало вручение Большой литературной премии России. Её получили поэт Анатолий Аврутин (Минск) и прозаик Александр Лапин (Воронеж).
«Книгоиздание – бизнес в чистом виде»
С Александром Лапиным мы пообщались после торжественной церемонии.
– Нынешняя награда для меня – определённый знак качества, – делится эмоциями Лапин. – В большую литературу я вошёл не так давно: мой первый роман опубликован около шести лет назад. И сейчас получаю очень престижную премию. Настоящую. Русскую. От профессионального литературного сообщества.
– С позиции уже признанного автора, какие проблемы считаете наиболее острыми для начинающих – помимо того, что их неохотно издают?
– Давайте не будем говорить «неохотно», а поставим вопрос ребром. Книгоиздание – бизнес в чистом виде. Господдержки практически нет. С одной стороны, это плохо, и многие жалуются, что государство отгородилось от писателей. А с другой – сегодня тебе помогают, а завтра потребуют, чтобы пел осанну очередным вождям и кривил душой. Так что хотя бы не мешают – и слава Богу.
Но, если рассуждать о поддержке молодых писателей, то, конечно, большие претензии к нашим издателям. Раз это бизнес, он должен сам обеспечить своё будущее. Чтобы получить прибыль, нужно сначала что-то в человека вложить, огранить его талант.
Яркий пример: в 2011 году я показал немецким коллегам свой публицистический сборник «Русский вопрос». Так вот крупное немецкое издательство из Франкфурта-на-Майне немедленно откликнулось. И хотя мы перевели совсем небольшой фрагмент, они тут же прислали письмо: мол, видим, что вы талантливый автор, поэтому представим вашу книгу на крупнейшей выставке-ярмарке. И даже прислали гонорар – 600 евро. А ещё передали мои контакты в литературную школу. И уже оттуда мне написали, что готовы подтянуть моё мастерство. В России зачастую отношение другое.
«Творчество – религиозное действо»
– На недавней книжной ярмарке в Москве вы выступили с мастер-классом для молодых авторов – пытаетесь сами что-то изменить?
– Этот опыт для меня интересен. Сейчас обдумываю идею семинара для начинающих писателей, чтобы помочь им освоить азы: как в плане создания произведений, так и с точки зрения их продвижения. Ведь по-настоящему у нас сегодня нет мощной поддержки творчества. А оно в моем понимании является почти религиозным действом, и мы все должны стать творцами. Поэтому попробую проводить такие семинары как онлайн, так и в разных городах страны. Привлекать заинтересованных людей.
– Выпустив романы «Святые грешники» и «Крымский мост», над чем работаете сейчас?
– В своих прежних книгах я описал, как распадался Советский Союз. Как люди боролись. Выживали. И в итоге нашли себя в новом мире. Но это всё история. Сейчас меня волнует: а как сегодня? Что мы построили? На постсоветском пространстве образовалось 15 независимых государств. Но ни одно из них так и не стало демократическим в западном смысле.
Второй важнейший момент – это раскол в нашем сознании. В новой книге я представлю его на примере казачества как наиболее активной части нашего народа. Но он присутствует в каждом русском человеке. Разделение на белых и красных. На богатых и бедных. На тех, кто обожает СССР и ненавидит совок. На либералов и державников.
Я тоже ощущаю его внутри себя. Потому что как патриот понимаю: Россия не может управляться по западной схеме. Такая большая страна способна функционировать только как империя, руководимая из сильного центра. С другой стороны, наша имитационная демократия приводит к застою в органах власти, несменяемости. И государство не развивается, становится тормозом. А нам всем сегодня нужно движение. Ясные демократические процедуры. Справедливый суд.
А есть и третья сторона. Уже как философ я понимаю: важнее всего – какой путь человек пройдёт в духовном плане. И это в том числе задача государства – чтобы он в своей внутренней эволюции продвинулся как можно дальше. Если Бог ему дал какой-то талант, он должен его реализовать.
К слову, уже весной выйдет инициированный мной сборник «Я верю!», в котором представители разных религиозных конфессий рассказывают о том, как они пришли к Богу. Есть там и моя история.
Максим Горохов