Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 ноября 2017 г.
  4. № 47 (6622) (29.11.2017)
Искусство

Магия с разоблачением

29 ноября 2017
Сцена из спектакля «Игроки»

На сцену Московского театра на Юго-Западе вернулись гоголевские «Игроки». На сей раз в обличье мистического триллера, сохранившего обаяние и ироничность первоисточника.


Первый сезон без Мастера для любого авторского театра – испытание из самых суровых. Московский театр на Юго-Западе свой 41-й сезон – первый без Валерия Беляковича – открыл премьерой «Игроков» в «версии» (так на афише, личный взгляд) актёра и режиссёра Олега Анищенко. Возвращаться к пьесам, написанным для Вечности, – традиция, установленная ещё отцом-основателем этого театра. Спектакль, поставленный Беляковичем в рассветную пору «Юго-Запада», счастливо прожил два десятилетия и ушёл в историю как раз накануне пришествия нового века. Реинкарнация «Игроков» – это одновременно и присяга на верность заветам Мастера, и первый шаг по новому, самостоятельному пути. Тем и важна, и интересна.

Если отнестись к классическому произведению с должным уважением, оно само выведет к мосту, соединяющему вчера и сегодня. В «Игроках», в отличие от пушкинской «Пиковой дамы», никакой мистики нет, есть шулерство, возведённое в ранг искусства, и мошенничество, ставшее принципом жизни. Но «поединок» талантливого шулера и компании изощрённых мошенников – фасад многослойной, на первый взгляд совершенно реалистичной пьесы. Стремление узнать, что скрыто за ним, и подвигло режиссёра транспонировать гротесковую комедию в мистический триллер. Залихватская история о том, как вор у вора дубину украл, оборачивается путешествием по тёмной стороне Бытия – вотчине той самой силы, «что вечно хочет зла».

Магия инфернальности «Игроков» многосоставна – психоделический этнорок Инны Желанной, шаманская хореография Артура Ощепкова, рваная мелодика световой партитуры Анатолия Докина, лаконичная сценография, придуманная Олегом Анищенко и Михаилом Беляковичем. Чистое беспримесное колдовство начинается с первой же секунды, вводя зрителя в состояние, близкое к трансу.

Хороводят девы-нави (Алина Дмитриева, Ксения Ефремова, Вероника Саркисова и Любовь Ярлыкова) – родные сёстры гоголевской же Панночки и булгаковской Геллы – пластика болотных огней в тумане, голоса ворожащих речных русалок. Они-то и соблазнят «благородного» шулера Ихарева (Владимиру Курцебе удаётся создать противоречивый и убедительный образ), приведут прямо в лапы бесов разного калибра, двойников воландовой свиты. Утешительный (Олег Анищенко), Кругель (Денис Шалаев) и Швохнев (Антон Белов) – нечисть не особо крупная, но, безусловно, вдохновенная, исполненная сознания важности своей миссии злотворителей. На подхвате у них нечисть помельче: для слуги Алексея (Фарид Тагиев), Глова-старшего (Константин Курочкин), Замухрышкина (Максим Лакомкин) злодейство просто работа, но работа любимая.

И азартная парабулгаковская троица, и их подручные – часть той силы, что, желая зла, в итоге совершает благо. Разоблачение искусно выстроенной интриги происходит как раз под занавес. Трагедия Ихарева (Глов-младший Михаила Грищенко по той же тропинке первые шаги делает) не в страсти к игре, и даже не в жажде обладания всеми мирскими благами. С капиталом, выигранным благодаря Аделаиде Ивановне, он мог бы как сыр в масле кататься. Но это его не тешит, не радует. Ему нужно снова и снова получать доказательства своего превосходства над себе подобными. Неутолимая гордыня – вот его пагуба. И остановить его может только грандиозная катастрофа. Вот её ему и устраивает колоритное криминальное трио.

В мире всегда хватало тех, кто пытался играть в нём по своим правилам. Немало и тех, кому это удавалось, удаётся и будет удаваться. Но для каждого из этих «счастливчиков» рано или поздно наступает момент прозрения: окончательный расчёт производится вовсе не тогда, когда они вытаскивают из рукава заблаговременно припрятанный козырный туз.

Тэги: Спектакль Театр на ЮгоЗападе
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Чистый экстракт

    18.12.2024
  • Единство и борьба

    03.10.2024
  • Вне условностей

    25.09.2024
  • Кто здесь «Холопы»?

    28.05.2024
  • На «Поезде жизни» - к новой, счастливой реальности

    27.05.2024
  • Люди – деревья, люди – сад

    101 голосов
  • «Смертельный джаз» в МДК Арбат

    78 голосов
  • Смердяковщина

    43 голосов
  • Благородство и дерзновение

    40 голосов
  • Кто следующий?

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS