Когда я подъехал к Палаццо Поли, тому самому, у стены которого бьёт известный на весь мир фонтан Треви и где устраивала русские литературные салоны два столетия назад княгиня Зинаида Волконская, перед главным входом встретил густую очередь. Публика, приглашённая на завершение Международного культурного фестиваля «Русский Рим», включённого в этом году в официальный календарь «Русских сезонов в Италии», с нетерпением стремилась попасть внутрь. Однако поток двигался медленно, поскольку охрана вежливо и внимательно проверяла металлодетектором каждого.
Все относились с пониманием. Время-то действительно сейчас тревожное. Терроризм… Да и нынешний холод Запада в отношениях с Россией, безудержные санкции и шпиономания оптимизма никому не добавляют.
И вот в этой, скажем, непростой обстановке руководству фестиваля «Русский Рим» – его президенту писателю Владимиру Торину и исполнительному директору Екатерине Алтаевой, как, впрочем, и всем воплотителям этой идеи, – всё-таки удаётся растопить лёд, устраивая замечательные мероприятия в Италии, на которых люди видят, а главное – понимают, что Россия совершенно другая, не такая, какой их пугают медиа, и что образ врага ей совсем не к лицу. Ведь даже если в названии «Русский Рим» слово «Рим» перевернуть, то получится «Русский Мир»…
Наверное, поэтому полные залы были и на показе фильма «Иван Тургенев. Русский европеец», и на литературно-музыкальном спектакле «Пятое время года… Любовь» Нины Шацкой и Ольги Кабо в Российском центре науки и культуры.
Напомню, что идея фестиваля – возродить и продолжить традиции Зинаиды Волконской. И это, на мой взгляд, сегодня удаётся. Не зря же фестиваль с успехом проводится уже второй год и завершается награждением выдающихся деятелей культуры, чьё творчество популяризирует и прославляет русскую культуру.
В этом году наградами – букетами цветов и статуэтками в виде древнеримской колонны, специально для этой церемонии созданными известным скульптором, народным художником России Александром Рукавишниковым, – отмечены российская писательница Гузель Яхина, роман которой «Зулейха открывает глаза» издан на 30 языках, российско-итальянский скрипач и дирижёр Сергей Крылов, всемирно известный художник, архитектор Сергей Чобан, итальянка, популяризирующая русское искусство на Западе, Сильвия Бурини, она же почётный член Российской академии художеств, лауреат премии Президента Российской Федерации, народный артист России, солист балета, театральный режиссёр и продюсер Андрис Лиепа, а также создатель и организатор Центра имени Марины Цветаевой во Фрайбурге (Германия), заведующая кафедрой
славистики Фрайбургского университета Элизабет Шорэ.
Значение проведённых мероприятий, подчёркиваю, не государственной, а именно общественной организацией под названием фестиваль «Русский Рим», которая на подобные необходимые для нашей страны действа собирает средства буквально с миру по нитке, трудно переоценить. И мне, например, совершенно непонятно: где заинтересованные в продвижении русского мира за рубежом структуры, где в конце концов меценаты-патриоты, которые могли бы помочь? Ау!
На закрытие фестиваля приехала председатель комиссии по международным делам нижней палаты итальянского парламента Марта Гранде. И выступая во время награждения лауреатов, подтвердила, что необходимо развивать и наращивать культурные связи между Италией и Россией, потому что мы связаны давней историей и это идёт на пользу не только двум странам, но и всему международному сообществу.
На фуршете за бокалом ледяного просекко Владимир Торин сказал:
– Наш фестиваль объединяет людей, не равнодушных к русской культуре. И в этом наша сила. Проект за два года получил признание и приобрёл новых единомышленников. Всё больше людей во всей Европе хотят сотрудничать с нами. Так что мы ещё поборемся за русскую культуру за рубежами…
Никита Барашев,
собкор «ЛГ», Рим