Почему к юбилею Георгия Свиридова великому русскому композитору не установили памятник в столице? Не назвали его именем улицу, площадь, станцию метро? Ведь, казалось бы, гениальность его неоспорима, символичнее даты не придумаешь — 100-летие всё-таки. «ЛГ» выступила с инициативой поставить Свиридову памятник в Москве, более двадцати тысяч москвичей проголосовали за эту идею в интернете, но всё тщетно... Как вообще работает механизм увековечивания? По какому принципу определяют достойных памятника? Как подбирают кандидатов для награждения высшими наградами России?
Величественный образ Майи Плисецкой, старательно создаваемый СМИ, уже заслонил и Анну Павлову, и Галину Уланову, стоит ли говорить о Екатерине Максимовой – шесть лет прошло после её смерти, и ни переулка в её честь, ни мемориальной доски.
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени в основном получали безоговорочные авторитеты, личности масштабные, но вдруг в одном списке с Людмилой Зыкиной, Игорем Моисеевым, Элиной Быстрицкой, Александрой Пахмутовой возникали фигуры – как бы сказать поделикатнее – несоизмеримые, что ли. Вот, например, почётнейшей наградой России награждают Леонида Броневого, пусть и любимого народом артиста, но к гениям явно не относящегося. Если бы орден выдавался за антисоветские взгляды, тогда вопросов нет: Броневой – достойнейший из достойных, но ведь I степень за другое – за нечто поистине великое, за «особо выдающиеся заслуги»…
Или возьмём последнего по счёту кавалера – Геннадия Хазанова… Чувство неловкости испытываешь, наблюдая, как юморит директор Театра эстрады, получая награду. Странно, Геннадий Викторович артистом давно не работает, возглавляемый им театр занят в основном предоставлением площадки в аренду. Какие такие «особо выдающиеся заслуги»? Народная любовь? Но ведь не менее любим народом Михаил Задорнов, однако такими высокими наградами он почему-то не отмечен.
Народ так устроен (и это вполне естественно), что невольно сравнивает одного художника с другим, определяет для себя значимость персоны, в том числе и с оглядкой на государственные награды, топонимику, памятники, частоту упоминания в СМИ. Благодаря всем этим атрибутам славы в обществе формируется иерархия ценностей.
За последние четверть века сложилась система, где, к примеру, Галина Вишневская выше Ирины Архиповой (которая и с властями не конфликтовала, и в эмиграции не была). Хотя голос первой степени, безусловно, принадлежит Ирине Константиновне, нивелируется это обстоятельство орденом первой степени Галины Павловны. Да и СМИ постарались, чтобы безотказно срабатывала в общественном сознании ассоциация: оперная певица – Вишневская, поэт – Бродский, писатель – Солженицын, режиссёр – Тарковский...
Хотя всё очевиднее, например, монументальное величие Сергея Герасимова… Наряду с памятниками Бродскому и Мандельштаму могли бы появиться в Москве и другие – Николаю Рубцову, Юрию Кузнецову…
Вдохновенное прославление Булата Окуджавы выглядит избыточным, когда забыт гений русского романса Аполлон Григорьев. Высоцкого у нас вспоминают так часто и так громко, увековечивают его имя так старательно, будто народ о Владимире Семёновиче забыл и срочно надо о нём напомнить. Но не пора ли воздать должное действительно несправедливо забытым – Михаилу Анчарову, например? Уникальная личность, писатель, поэт, сценарист, бард, которого и Высоцкий считал своим учителем…
Но что говорить об Анчарове, если даже Горький оказался в немилости: скульптуру Шадра – Мухиной депортировали из центра Москвы в резервацию «Музеона». Если 100-летие великого Георгия Свиридова не явилось поводом установить ему памятник в столице... Зато Мстислав Ростропович увековечен – и в виде памятника, и лайнер Аэрофлота в его честь назван, и теплоход, и присвоено его имя улицам и вузам…
А всё почему?
Рассчитываешь на памятник? Надеешься, что именем твоим назовут улицу? Будь с Родиной подчёркнуто холоден, подмечай изъяны, не прощай слабости. Стань «гражданином мира», и твой авторитет в России существенно возрастёт.