Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 декабря 2014 г.
  4. № 50 (6491) (17.12.2014)

«Интеллигент не может быть либералом»

17 декабря 2014

Александр Щипков. Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики. – СПб.: Алетейя, 2014. – 80 с.


Общественный деятель и публицист Александр Щипков написал очень злободневную и острую книгу. Она посвящена проблеме неофашизма. Сегодня автор рассказывает о своём исследовании корреспонденту «ЛГ».

– Александр Владимирович, почему вы решили сегодня написать о фашизме?

– Потому что мы в этом году стали очевидцами страшного события. США и бóльшая часть Европы совершили легализацию фашизма, который был табуирован с 1945 года.

– Вот прямо так официально и легализовали?

– Практически. Против резолюции о недопустимости героизации нацизма в ООН проголосовали три страны: Украина, США и Канада. Европейцы воздержались. Это не случайное голосование. Это демонстрация.

– Что нового о фашизме можно сказать сегодня?

– Время идёт, явление в чём-то эволюционирует, и я это описываю. Вот, например, в украинском варианте наряду с нацизмом (уничтожение людей другой национальности) присутствует культур-расизм. Я имею в виду все эти игры с европейской идентичностью. Идентичность у Европы одна: христианские ценности. Поэтому Украина европейская страна, как и Россия. Вместо этого раскручивается какой-то культуркампф, стремятся превратить страну в «границу западной цивилизации», вытеснив из неё Россию. И всё время твердят о «конфликте менталитетов».

– Чем оно опасно?

– Тем, что слово из термина превращено в идиому. Конкретное понятие выпадает из языка. А картину реальности презентует нам именно язык. Поэтому на месте реального фашизма как явления остаётся белое пятно. Люди смотрят в упор и не понимают, с чем имеют дело. Например, они говорят: «У меня родственники на Украине, они нормальные люди, не может же бо’льшая часть страны состоять из фашистов. Вы людей демонизируете».

– А разве не так? Я тоже уверен, что большинство украинцев никакие не фашисты.

– А разве в Германии 1930-х все были злодеями? Нет. Но генеральную линию большинство поддерживало, потому что было отравлено этой идеологией. Неслучайно фильм М. Ромма называется «Обыкновенный фашизм». Слово «фашизм» произносится часто, а вот его подлинный смысл мало кого волнует. Это очень легкомысленное отношение и опасное. Нельзя молчать. Умберто Эко выделял аж четырнадцать признаков фашизма. По ним ничего определить невозможно, даже запомнить их сложно. Я считаю, что у сего явления может быть только одно определение – неравенство. Неравенство, разумеется, не имущественное, а биологическое, культурное, правовое. И применение силы для его сохранения. Это идея неполноценности той или иной группы, в отношении которой «закон не писан».

– Например, то, что происходит сегодня в отношении «совков» и «ватников»?

– Да. Или превосходства какой-то группы, что логически одно и то же. «Неполноценность» может иметь разные маркеры: национальный, культурный, цивилизационный. Этот комплекс превосходства выступает обоснованием биологического и социального неравенства людей. Сегодня он возрождён. Скоро осуждать фашизм станет дурным тоном, а потом последуют прямые запреты.

– В Германии стало модно говорить о фашизме как «реакции на большевизм», как о чём-то вторичном.

– Это попытка вывести его за рамки обсуждения. Конечно, фашизм не вторичен. Корни его куда древнее и марксистских, и большевистских. Он возник вместе с колониальной экспансией – как её оправдание. Вначале римские папы издавали буллы, позволяющие отнимать земли у «нехристианских народов», что сопровождалось зачисткой этих земель от аборигенов. Это называлось «terra nullius» – «ничейная земля». Данный принцип закрепился в европейском и американском праве. Что нового придумал Гитлер? Всего две вещи. Во-первых, он сделал уничтожение людей быстрым и технически совершенным. Во-вторых и в главных: он просто перенёс в центр Европы те методы, которые раньше применялись лишь на окраинах мира.

Возник знаменитый план «Ост» по преобразованию восточных территорий и колонизации славян, особенно русских. Появилась брошюра «Унтерменш» – о «неполноценных» народах. Принимались нюрнбергские законы, направленные на сохранение чистоты крови. Но не только крови. Был в Германии и «культуркампф» (борьба за культуру) и даже «кирхенкампф» – борьба за «немецкую церковь», и новый, героический образ Христа.

– А что сегодня происходит на ваш взгляд на Украине?

– Всё очень похоже. Страна спокойно выходит из советской юрисдикции, ей никто не препятствует. Но право на самоопределение распространяется не на всех, а только на украинцев. Русских юго-востока обязывают изменить идентичность, украинизироваться. Люди протестуют. Начинаются репрессии. Становится ясно, что из такой страны надо срочно выходить. Но если выход Украины из СССР – освобождение, уход ДНР и ЛНР – сепаратизм.

– В общем, деление на «чистых» и «нечистых».

– Ну а дальше – «ватники», «генетический мусор», кассетные бомбы на больницы, блокада, разрушение подстанций, химических заводов... По тому, как ведёт войну украинская армия, понятно, что их цель сейчас – не победить ополчение, а сделать территорию непригодной для жизни, заставить мирных жителей уйти. Утилитарность этого террора свидетельствует о том, что корни фашизма не только идеологические, но и экономические. Здесь не только комплекс культурного превосходства, но и желание устроить судьбу одних областей Украины за счёт других. В том числе надо учитывать и залежи сланцевого газа в Донбассе, на которые положили глаз американцы, плюс продажа газораспределительной системы и других активов иностранному бизнесу. Чтобы поделить людей на группы и убедить «белых» людей поддерживать это разделение, фашизм необходим.

– Но у вас получается, что фашизм есть радикальная форма либеральной идеологии! Разве это не перебор?

– Если видеть либеральный дискурс в целом, а не выделять из него правозащитную тематику, получается именно так. Как раз об этом я пишу в главе «Смысловая эволюция современного неолиберализма». Потребность в легитимации экспансионистских целей с неизбежностью ведёт к конструированию вспомогательной доктрины «абсолютного зла», которая избавляет её носителя от лишних моральных рефлексий. Эта апелляция к «абсолютному злу», «оси зла». Но если нет готового противника (например, советского режима или исламского радикализма), его приходится конструировать. И здесь уже требуются культур-расизм, национал-расизм, теории биологического и культурного неравенства.

– Однако в России либерализм давно является негласным идеологическим стандартом. У него масса сторонников. Вряд ли они с вами согласятся. Скорее, возмутятся.

– Важный итог 2014 года состоит в том, что либерализм в России полностью утратил моральный ресурс, легитимность и чистоплотность. Это произошло у нас на глазах. Люди, говорящие от имени либерализма, измазались в крови.

– Они бы с вами ни за что не согласились. И их можно понять.

– Разумеется. Но делегитимация либеральной идеи в общественном мнении произошла. Наглядно, откровенно. Об этом пока недостаточно говорят. Говорят отдельно о фашизме, отдельно – о чьей-то соглашательской позиции и денежных интересах. А сложить 2 и 2 отказываются. Но это временно. Отсчёт в истории идей начался с новой точки.

– В каком смысле?

– Историческая сцепка, соединившая два явления в одно, уже произошла. Это уже не отмотать назад, не вычеркнуть из истории. Через полвека люди будут точно знать, кто заказал и кто осуществил геноцид русских на Украине.

– В чём же причина такой линии поведения так называемых либералов?

– В природе так называемых властных элит. Для финансовых и сырьевых баронов нет моральных границ: подумаешь, национализм, фашизм!.. Главное – норма прибыли. И они диктуют политику. Вице-премьер США Байден заинтересован в украинских газопроводах и сланцевом газе. И вот он едет на Украину собирать кабинет министров, даёт кадровые рекомендации и требует усилить военный нажим на Новороссию. Это и есть экономическая сцепка фашизма и капитала.

– Ещё год назад такая мысль показалась бы, мягко говоря, странной...

– А в этом году она стала очевидной.

– И всё-таки не оставляют сомнения: не преувеличиваете ли вы? Не бросаетесь ли в крайность?

– Теперь все политики как на ладони. Вопрос только в том, куда эта ситуация толкнёт обывателя – влево или вправо. К отказу от либеральной системы ценностей или к принятию вместе с ней и фашистской. Трансгуманизм, ювенальную юстицию уже легализовали, теперь осталось взять фашизм под зонтик политкорректности.

– Что же теперь делать либеральной интеллигенции?

– Знаете, я бы такой термин уже не употреблял. Он себя изжил. Теперь либо «либеральная», либо «интеллигенция». Одно из двух. Либеральный истеблишмент перешёл красную черту. И если вы считаете себя интеллигентом, то не можете быть либералом.

– Но либерализм начинался с гуманистических философских трактатов, с Джона Локка, Иммануила Канта… Опять же – не впадаете ли вы в крайность?

– Видите ли, книжный либерализм и либерализм практический, а точнее, военно-экономический – мягко говоря, не одно и то же. Призывы вернуться к либеральным истокам бессмысленны, как нашёптывания гадалки. Это отговорки с целью сохранить сакральность самой идеи – и не более. Нельзя никуда вернуться, проехали мы эту станцию.

– А те, кто в России воспевает киевскую власть, закрывая глаза на её «подвиги», они – кто?

– Они и есть реальные либералы, а не книжные. Кризис на Украине вызван активностью глобальных экономических игроков. Их они объективно и поддерживают. Но, слава богу, у нас подавляющее большинство с ними не согласно. У нас большинство – «закрымские». Это признание в любви к соотечественникам. Они поддержали не Путина, а действия Путина по освобождению Крыма. Они голосуют не за кого-то, а за что-то. Это и есть признак зрелого гражданского общества.

– Как вы охарактеризуете нынешнюю идеологию России?

– Она отсутствует. И это закреплено 13-й статьёй Конституции РФ. Хотя не иметь ясной идеологии – значит проиграть. Идеологический курс надо срочно выправлять. Любой раскол будет незамедлительно использован.

– Кем?

– Теми, кому мы мешаем, как мешают нынешним украинским властям жители Донецка и Луганска. Мы для них тоже отбросы истории, генетический мусор.

– Что же нам делать?

– Быть русскими. А это означает: совершать поступки, которые это доказывают. Вступаться за своих. Как заступаться – вопрос тактики. Мне кажется, что в истории с Украиной и жёстких экономических мер хватило бы, чтобы всё расставить по местам.


Книгу Александра Щипкова "Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики" вы можете найти в магазинах "Москва" и "Фаланстер".

Тэги: Александр Щипков
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Геноцид без имени

    03.07.2022
  • Время популистов уходит

    26.01.2021
  • Всё только начинается

    10.11.2020
  • Хрупкое единство

    04.11.2020
  • Калужская вместо Ленина

    04.11.2020
  • Время патриарха Кирилла

    57 голосов
  • Риторика и реальность

    39 голосов
  • На пути к новому русскому консерватизму

    34 голосов
  • Если судить по-христиански

    30 голосов
  • „Социал-традиция“ Александра Щипкова

    28 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS