Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 декабря 2015 г.
  4. № 50 (6536) (17.12.2015)

Вершины первой величины

Выпуск 4

17 декабря 2015
Аркада в Тебризе

Мировая литература является единым эмоционально-интеллектуальным процессом, и если её не делить искусственно на «Восточную», «Западную», «Южную», «Северную», а также ещё на какие-то другие «деления», то среди множества разных литератур мира легко можно обнаружить неразрывную органическую взаимосвязь. Как все природно-естественные богатства планеты являются достоянием всего цивилизованного человечества, независимо от постоянного места пребывания конкретной этнической группы, так же все культурно-духовные ценности человечества принадлежат не отдельным народам, конкретно создавшим какой-либо шедевр мировой культуры, а всем народам мира без исключения. Признание достоинств литературы тех или иных народов вовсе не означает, что следует закрепить исключительные права и привилегии за народами, создавшими эту литературу. Мировое искусство преследует более благородную цель – преподносить во всём блеске разноцветную гамму шедевров, принадлежащих всему цивилизованному сообществу. Литература каждого народа, обогащающая мировую культурную сокровищницу, имеет свои особенности и свод этнических менталитетов, не противоречащих общечеловеческим морально-духовным ценностям. Многообразие литератур мира, подобно прекрасной мозаике, украшает эту сокровищницу, созданную образным мышлением, свойственным человечеству…

Устная и письменная азербайджанская литература, будучи составной частью мировой литературы, является носителем специфических этнокультурных и геополитических качеств, обусловленных её уникальностью. Азербайджан, исторически расположенный на территории, где скрещивались пути Востока и Запада, также был ареной столкновения различных интересов и точкой пересечения многих цивилизаций. Все эти обстоятельства оказали сильное влияние на культурную жизнь народа и сыграли неоценимую роль в формировании и развитии литературы. Азербайджанская словесность всегда отличалась богатством и глубиной гуманистических идей. Развитие её почти трёхтысячелетней истории поистине можно назвать школой гуманизма и божественно-земной красоты.

В азербайджанской литературе с древних времён поэзия прочно занимала главенствующее положение. Первые побеги поэтических произведений зародились за много веков до появления исламской литературно-культурной, социально-философской мысли на этой земле. Образное мышление и эмоциональное восприятие происходящего веками способствовали созданию стихов в устной форме, и поэтому львиная доля азербайджанского фольклорного наследия состоит из совершенных поэтических образцов разных размеров и жанров, отражающих многовековую историю развития народа, его национально-духовные ценности. На протяжении долгой человеческой истории, начиная с первого слова, произнесённого человеком, и его понимания другим человеком, устная и письменная литература стала неразлучным верным спутником, мудрым учителем человека и оказала ему неоценимую помощь и поддержку во всех трудных и порой безысходных жизненных ситуациях. Известно, что история человечества началась именно вслед за приходом художественного слова как универсального средства общения в жизни человека. Неслучайно во всех основных священных книгах Божественное Слово является началом всех начал.

Уникальность азербайджанской классической литературы в том, что она на протяжении многих веков выражала искренние, добрые человеческие чувства, гуманистические и миролюбивые идеалы своего народа на трёх основных литературных языках Ближнего Востока: арабском, персидском и тюркском. В VII–X веках азербайджанскую литературу обогащают письменные художественные произведения, написанные азербайджанскими тюрками на арабском языке. Нельзя не упомянуть имена прославленных поэтов этого периода: Мюгляси Марагалы, Баракавейх Занджанлы, Исмаил Яссароглы, Муса Шахават, Абуль-Аббас аль-Ама, Мансур Тебризи, Хатиб Тебризи, Масуд Намдар.

В период XI–XIII веков в Азербайджане была эпоха персоязычной литературы. Средневековая школа азербайджанской классической поэзии достигает своего апогея как глобальное культурное явление, обогатившее мировую литературу и обусловившее последующее направление национального литературного развития, в творчестве Гатрана Тебризи (1012–1091), Мехсети ханум Гянджеви (1089–1183), Абульула Гянджеви (1096–1159), Хагани Ширвани (1126 –1199), Фелеки Ширвани (1126–1160), Муджиреддин Бейлагани (1130–1194), Низами Гянджеви (1141–1209) и других поэтов. Все эти авторы воспринимаются в тюркско-мусульманском культурном пространстве как виднейшие представители романтической поэзии. Также это время знаменуется зарождением азербайджанского Возрождения как неотъемлемой части восточного Ренессанса и называется «Золотым веком» азербайджанской классической поэзии. Выдающимися поэтами этого периода были созданы богатые и притягательные поэтические произведения, отражающие художественные картины жизни, рассказывающие о любви, мудрости, справедливости и высокой духовности. Особенности азербайджанской поэтической средневековой школы можно охарактеризовать высоким мастерством формы, глубоким гуманизмом художественного содержания, острым чувством социальной справедливости, толерантностью в отношении других этносов и конфессий, идеями равенства всех людей перед Всевышним, любовью к прекрасному в природе и человеке. Весь этот духовно-эстетический арсенал и ныне составляет ядро общечеловеческих морально-культурных ценностей.

С первой половины XIV века азербайджанско-тюркский язык в поэзии окончательно занимает доминирующее положение, наступает продолжающаяся по сей день эра азербайджанско-тюркской литературы. Дальнейшее развитие азербайджанской классической литературы ярко демонстрирует неповторимое феноменальное явление в истории восточной культуры. Вплоть до XVIII века многие выдающиеся классики азербайджанской поэзии создавали «Сборник стихов» – «Диван» (в каждый «Диван» входило не менее 15–20 тысяч строк) на трёх языках: азербайджанско-тюркском, персидском и арабском. Гениальные, всемирно известные азербайджанские поэты Имадеддин Насими (1369–1417) и Мухаммед Физули (1494–1556) оставили «Диваны» на трёх языках и заслуженно занимают достойное место в истории трёх литератур.

Представленные в данной подборке классики поистине являются вершинами первой величины в средневековой азербайджанской поэзии. Великий поэт-лирик Гатран Тебризи своими рубаи и газелями сыграл важную роль в развитии азербайджанской поэзии, в усовершенствовании её поэтических особенностей. В его творчестве нашли отражение размышления о жизни и смерти, о бренности бытия, о правителе и народе, о власти и слове, о добре и зле. В стихах поэта нет безысход­ности, явного или подспудного трагизма. Наоборот, в них сквозит доминирующий оптимизм, и этот пафос характерен для всей его любовной лирики.

Одна из ярчайших поэтических гянджинских звёзд XII века, первая знаменитая женщина-поэтесса мусульманского Востока Мехсети ханум Гянджеви создавала непревзойдённые образцы восточной лирики – рубаи на различные темы на персидском и тюркском языках и, подняв эту форму на недосягаемую высоту, прославилась как несравненный мастер данного жанра. Рубаи поэтессы завораживают проникновенностью и накалом страстей, любовь в них предстаёт как естественное, возвышающее человека чувство.

Творчество одного из крупнейших поэтов своего времени Афзаладдина Хагани Ширвани отличается глубиной образов и научностью. Являясь знатоком большинства наук исламского Востока, поэт преподносил их в своих произведениях образным и ярким языком. В его поэзии основное место занимают философские раздумья о вселенной, мире, человеке, об обществе, о жизни и смерти.

Произведения гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви – вершина эпохи восточного Возрождения. Высокий общечеловеческий гуманизм, неподдельное уважение к величию разума, борьба за справедливое общество определяют силу его творчества. Пять его поэм под общим названием «Хамсе» – «Пятирица» – обогатили художественное наследие общемировой культурной сокровищницы. Интеллектуальная философская глубина и феноменальная художественная мощь, присущие творениям корифея азербайджанской поэзии, снискали ему широчайшую славу не только на Востоке, но и во всём мире. Имя Низами Гянджеви навечно вписано золотыми буквами в историю культуры вместе с самыми выдающимися классиками мировой литературы.

Просвещённая яркая личность и мыслитель Иззаддин Гасаноглы (1272–1348), один из ведущих представителей лирической поэзии, создавал произведения на тюркском и персидском языках и снискал известность среди современников. В своих газелях ему удалось показать поэтическую красоту и богатство родного языка.

Произведения незабвенного поэта-правителя Гази Бурханеддина имели социальное содержание, обогащали художественную мысль мудростью и светским мировоззрением. Его поэтический язык отличается богатством изобразительных форм, самобытным ритмом, гармонией и высокой образностью. Поэт старался избегать арабо-персидских лексических элементов, предпочитая красочную палитру родного азербайджанско-тюркского языка.

Гениальный творец божественной поэзии Имадеддин Насими первым в восточной поэзии поставил человека в один ряд с Всевышним, Творцом, а Всевышнего приблизил к человеку. Это было творческое кредо поэта-мыслителя, поэта-философа и поэта-гуманиста. Поэзия Насими, создававшаяся в духе народно-поэтической традиции, представляет собой неповторимый образец родниковой чистоты языка. Азербайджанский тюркский язык XIV столетия своей законченной художественной огранкой обязан гармоничным, колоритным и ясным стихам великого Насими, одушевлённым живой природой народной речи, написанным в энергичных ритмических метрах «аруза», завораживающим ладом песнопения.

Древняя и средневековая азербайджанская литература является кладом великих идеалов и богатой духовности. Итак, вниманию читателей «ЛГ» предлагаются избранные образцы семи выше охарактеризованных поэтов, вершин первой величины, классиков азербайджанской поэзии.


Иса ГАБИББЕЙЛИ, академик НАНААбузар БАГИРОВ, писатель, литературовед



Тэги: Азербайджанская классическая поэзия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Не изменяй народу своему

    17.12.2015
  • Не изменяй народу своему - 2

    17.12.2015
  • Не изменяй народу своему - 3

    17.12.2015
  • Не изменяй народу своему - 2

    4 голосов
  • Не изменяй народу своему

    3 голосов
  • Не изменяй народу своему - 3

    2 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS