Если его не берут ни в прокат, ни в телеэфир
Несколько лет назад был опубликован мой текст с этим же названием (Нужно ли нам детское кино? /Литературная газета, № 30 (6332) от 27.07.2011). Та статья писалась в год, когда должны были выйти всего 4 детских фильма, профинансированных государством. В завершившийся Год кино Минкультуры России приняло решение «рекомендовать Департаменту кинематографии» профинансировать целых 6 (шесть) детских фильмов. Этот печальный факт даёт основание думать, что вопрос, вынесенный в заголовок, всё ещё не является для нашего государства риторическим.
И в поддержку такому взгляду/отношению кое-кто неустанно твердит, что и вовсе не нужно никакого детского, а достаточно семейного кино, что фильмы должны быть предназначены одновременно и взрослым, и детям. Это удобно и выгодно! Зачем делать для детей то, что будет неинтересно взрослым?! Приверженцам такого взгляда, видимо, неважно, что, продолжая эту логику, мы неизменно придём к тому, что не нужны детские спектакли, детские книжки, детские игрушки и т.д. Пусть дети смотрят то, что и родители, читают то, что интересно взрослым, играют всей семьёй в одни игрушки? Взгляд инфантильный, безответственный. И обоснование этому утверждению – в той, прошлой, статье.
Сегодня, к счастью, есть ещё немало людей, которые, понимая, насколько важно снимать фильмы для детей и юношества, упорно продолжают делать это. О том, как им приходится пробиваться к своим зрителям, можно было услышать, в частности, во время проведённого в Москве 13 декабря в рамках кинофорума «ВВЕРХ» круглого стола «Детское кино: проблемы и перспективы, социальная ответственность киноиндустрии». Выложенная в интернете почти 3-хчасовая видеозапись показывает, что вопрос социальной ответственности киноиндустрии практически сразу перерос в вопрос социальной ответственности государства. Потому что детское кино и сиюминутная коммерческая выгода несовместимы. При существующей системе проката фильмы для детей и юношества не имеют шансов на широкий показ. Телевидение таких шансов тоже не даёт. Поэтому производители ломают головы, как же донести свои фильмы до целевой аудитории. По словам Натальи Бондарчук, дети Ханты-Мансийского автономного округа смогли увидеть фильм-сказку «Тайна Снежной королевы» только благодаря губернатору Наталье Комаровой, которая купила фильм и бесплатно показала его в 200 кинотеатрах. Но далеко не все регионы способны на такой поступок, и, как поведала Н.Бондарчук, на момент разговора, т.е. на 13 декабря, ещё только 180 кинотеатров России согласились взять в прокат этот детский фильм. Анна Чернакова, режиссёр и сопродюсер фильма «Жили-были мы», поделилась, что нашла способ «альтернативного распространения детских фильмов» - их можно показывать через библиотечную сеть. Наверное, это хороший путь к зрителю, но возможно ли таким образом окупить фильм, чтобы вернуть деньги инвесторам? Невозможно. И, как рассказала Елена Гликман, продюсер фильма «Коробка», получившего 5 одобрительных государственных экспертных оценок, госфинансирование сегодня не способно защитить фильм для юношества от провала в прокате (т.е. не может обеспечить ему длительный широкий прокат) и не обеспечивает эфирные показы хотя бы на государственных телеканалах. Таким образом, справедливо заключает продюсер, происходит просто выброс государственных денег, ведь фильмы, во-первых, практически не достигают цели – своей многочисленной аудитории, а во-вторых, лишены шансов на окупаемость. При этом, наверняка, не только продюсер Е.Гликман попадает в список должников, не способных вернуть Фонду кино деньги, выданные «на возвратной основе». И, возможно, не только её студии грозит оказаться в ближайшее время опечатанной. (Не похоже ли это на борьбу с остатками тех, кто ещё бьётся за существование детского кино?) Вывод участников круглого стола был единодушным: фильмы, поддержанные государством, обязательно должны получать полноценный кинопрокат и показы на государственных телеканалах. Здесь, пожалуй, самое время вспомнить, как необходима сеть государственного кинопроката, в котором во главу угла будет поставлена не коммерческая целесообразность, а Стратегия национальной безопасности.
Обозначенные на этом круглом столе вопросы, конечно, только верхушка айсберга. Их, не менее важных вопросов, требующих быстрых решений и действий, много. Кто напишет сценарии для детских фильмов? Кто снимет эти фильмы? Как наряду со зрелыми кинематографистами привлечь и молодых, которые хотят не только снимать кино, но и готовы вникать в специфику данной области и для которых необходимость детского кино - аксиома? Решение этих и других вопросов требует всесторонне продуманного комплекса мер, что, несомненно, должно стать Государственной Программой развития производства и проката кино для детей и юношества. Эта Программа должна обозначить конкретные пути для возрождения той части отечественной киноотрасли, в которой главный зритель – юное поколение.
Сейчас, в начале нового года, думаю, уместно ещё раз сформулировать некоторые соображения.
Конечно, уже в киновузах России необходимо воспитывать и готовить сценаристов, режиссёров и редакторов детского кино. Это значит, что в учебные программы должны быть включены соответствующие спецкурсы, не только дающие знания, например, о специфике детского восприятия, но и готовящие к тому, что, работая для юных зрителей, «художники… должны чувствовать себя и как педагоги» (по словам А.А.Брянцева, режиссёра и основателя одного из первых в мире ТЮЗов) .
Вероятно, нужно создать Национальный центр детского кино России, который целенаправленно привлечёт склонных к такой работе драматургов, режиссёров, редакторов, психологов, педагогов и других заинтересованных и компетентных лиц. Подобная структура некогда уже успешно существовала в составе общественной организации - Союза кинематографистов СССР, поэтому есть ценная возможность учесть и использовать опыт её работы. В любом случае, все региональные отделения нынешнего Союза кинематографистов могут и должны участвовать в работе такого Национального центра.
Государственные киностудии в обязательном порядке должны включать детские фильмы в план ежегодных запусков.
И нужно полноценное возрождение государственной студии детских и юношеских фильмов.
Конечно, необходимы ежегодные открытые государственные конкурсы кинопроектов для детей и юношества, причём, в них должно быть место не только игровому и анимационному, но также документальному и научно-популярному кино. Возможность участвовать в этих конкурсах должна быть у всех кинокомпаний. А в качестве членов Экспертного жюри, выбирающего лучшие проекты, хотелось бы видеть компетентных в детской теме профессионалов (режиссёров, сценаристов, редакторов, психологов, педагогов…). И, наверное, стоит озаботиться регулярным обновлением состава этого жюри.
Безусловно, к формированию госзаказа на создание и прокат этих фильмов должно быть привлечено и Министерство образования и науки РФ. Ведь кино может не только способствовать решению определённых учебных задач, но и своей заразительностью влиять, например, на формирование отношения к учёбе и образованию, помогать в расширении знаний о современных профессиях да и во многом другом.
Без всякого сомнения, производство и прокат фильмов для детей и юношества должны быть на 100% обеспечены государством, осознающим, что такое кино - сфера его особой – государственной - ответственности. И количество ежегодно создаваемых детских фильмов должно определяться не по остаточному, а по приоритетному принципу…
Несколько лет назад я ушла с работы в довольно успешной кинокомпании ради того, чтобы сосредоточиться на кино для детей. Ведь все мои накопленные профессии - учитель словесности, организатор кинопроизводства, сценарист, киноредактор - дают шанс соединить знания, способности и интересы ради большого и важного дела. Последние годы прошли в обдумывании, поиске, разработке идей для детских фильмов. И вот в этом ряду возникла идея киноальманаха о жизни школьников.
Задачи этого замысла - напоминать и убеждать, что учиться интересно, что в школьных делах нет непреодолимых трудностей, что школа – место обитания друзей, что после школы есть огромное количество дел, которые не только доставляют личное удовольствие, но и дают моральное удовлетворение. (Идея родилась как ответная реакция на лавину негативных школьных новостей и на отвращающие от школы фильмы.)
И вот, собравшись с профессионалами-единомышленниками, готовыми «поработать за идею» (т.е. потрудиться бесплатно ради будущего проекта), решили мы сделать 1-й, «пилотный», выпуск альманаха – для облегчения трудной задачи поиска финансирования. Сняли 4 сюжета по 5 – 7 минут каждый.
О чем эти фильмы, три из которых - документальных, а один - игровой? Об обсуждении 9-классниками на уроке литературы финала романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». О том, как 7-классник организовал выпуск школьной газеты. Про то, что есть один секрет, как быстро запоминать стихи (сегодня для многих учеников это большая трудность). И о поездке школьников-волонтёров в собачий приют, в которой они могут не только помочь в благоустройстве территории и выгуле собак, но и найти своего четвероногого друга. (В потоке новостей о новосибирских живодёрах или хозяевах, бросающих свою собаку в аэропорту, этот сюжет прозвучал бы очень кстати.)
Много ли может быть сюжетов для короткометражек такого школьного альманаха? – Их количество неисчерпаемо, как неисчерпаема сама школьная жизнь! Надо показать, каким захватывающим может быть каждый школьный предмет… как вчерашний троечник сегодня может стать увлечённым отличником… во что превратится жизнь, если все вокруг станут троечниками… от чего зависят отношения в классе и кто на них может повлиять… что такое дружный класс… в какие живые (не виртуальные) игры можно играть с друзьями… как школьники - завтрашние призывники - проживают один день в армии… как мальчишки вместе со взрослыми конструируют самолёты и участвуют в соревнованиях… как можно увидеть свой город другими глазами, если ты занимаешься в фотокружке… кому можно помогать, если ты ещё только школьник… И т. д., и т. д., и т. д.
По-моему, затея стоящая.
Но только станет ли наш пилотный выпуск первым в длинном ряду других, для которых найдутся и государственное финансирование, и государственный телеэфир, и государственный кинопрокат? Как убедить госструктуры в необходимости этого проекта? Как получить шанс на госфинансирование, если по нынешним правилам конкурсы для документальных, научно-популярных, игровых и анимационных кинопроектов проводят отдельно друг от друга, а мы не попадаем ни в один формат, т.к. фильмы задуманного нами альманаха не должны иметь жанровых органичений? Да ещё, по нынешним правилам Министерства культуры, участники конкурса при подаче документов должны «обеспечить заявку» немалой залоговой сумму, что нашей кинокомпании, не нажившей капиталов, не по силам.
Однако и эти препятствия не способны поколебать убеждённость: кино для детей – детское – должно быть. В.Г.Белинский когда-то написал: «…Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело, им решается участь человека». То же в полной мере относится и к детскому кино. И если вспомнить слова нашего современника Сергея Михалкова о том, что сегодняшние дети – завтрашний народ, то, значит, фильмы для детей и юношества участвуют в воспитании, которым решается участь народа. И это не преувеличение.