Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 февраля 2014 г.
  4. № 7 (6450) (19.02.2014)

Клеветники в России

19 февраля 2014
Константин Сёмин в Маутхаузене, где замучили генерала Карбышева

«Разлагайте всё хорошее, что имеется в стане вашего противника. Вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны. Подстрекайте молодёжь против стариков. Не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят богатые дивиденды».

Эти слова в эпиграфе к фильму Константина Сёмина «Биохимия предательства» («Россия 1») принадлежат не пресловутому Аллену Даллесу, не какому-то другому заклятому русофобу, а древнекитайскому полководцу Сунь Цзы. То есть они стары как мир, в котором всегда велись войны. В том числе и информационные.

Травлю Олимпиады, развёрнутую в зарубежной прессе, распространяемые ложь и клевету президент назвал пережитками холодной войны. Которая, напомним, была объявлена Советскому Союзу почти сразу после Победы над нацистской Германией. Но «пережитки» по масштабам намного превзошли саму холодную войну и приобрели новые формы. Против России не просто ведётся психологическая война, она ведётся на её территории, и на противной стороне выступают некоторые российские СМИ. Печатные и непечатные. Которые неустанно и «разлагают всё хорошее», «разжигают ссоры» и «подстрекают молодёжь».

70-летие снятия блокады – святая дата, а на «Дожде» молодые ведущие затеяли опрос, оскорбивший стариков-блокадников, и нашлось много взрослых журналистов, которые, попеняв на некорректность вопроса, отстаивали его правомерность.

Спортсменам в Сочи созданы не сравнимые с предыдущими олимпиадами условия, а в блогосфере – бесконечные фальшаки унитазов, мусорных свалок да фото убитых якобы в Сочи бродячих собак. Когда в датском зоопарке на глазах у детей убивают жирафа, это нормально, таковы европейские правила – утверждают наши прозападные СМИ, но представьте, какие бы проклятия «кровавому режиму» посыпались, если бы что-то подобное произошло в России?

Появилась юная фигуристка Юлия Липницкая, талантливая, прелестная, чистая, и именно её надо испачкать сравнением с атлетом-нацистом, а Путина, разумеется, с Гитлером. Не Тягнибока сравнивают, не украинских последователей Бандеры и дивизии СС «Галичина», нет, эти с факельного шествия – свои, правильные, и никакие не нацисты, а вот Юля пособница…

В начале фильма «Биохимия предательства» отец Тихон Шевкунов справедливо отмечает: «Россия оказалось очень стойкой и эффективной против внешней агрессии, это показала вся история, и абсолютно беспомощной против агрессии внутренней».

Власов как лакмус

Тема предательства на Руси – необъятна (впрочем, как и во всём мире, начиная с библейских времён). «Биохимия предательства» ограничилась военным периодом и Февральской революцией, а особое внимание было уделено технологии подготовки коллаборационистов во время Второй мировой войны и после неё.

Автор в кадре появляется нечасто, только для необходимых пояснений, он сдержан, хотя приходится говорить об очень страшных вещах и мерзких людях. Его точка зрения доходит через факты и документы, он обходится без указующего перста, который всегда маячит в фильмах Пивоварова–Сванидзе–Млечина. В отличие от их телехроник в «Биохимии» участвует много историков (в том числе и зарубежных), а также экспертов, очень ярких, имеющих противоположные взгляды.

Предатель Власов или не предатель? Ответ очевиден для отца Тихона Шевкунова, ветерана разведки Николая Леонова, историка Юрия Жукова, блогера Дмитрия Пучкова… Но многие в фильме его оправдывают. И это не только предатели Калугин, Гордиевский и Резун, но и солидные вроде господа – первый мэр Москвы Гавриил Попов, правозащитник Сергей Ковалёв, историк Игорь Чубайс, а также адвокат Pussi Riot Марк Фейгин и называющий себя русским националистом Егор Просвирнин… Некоторые из них делятся с телезрителями удивительными откровениями.

Гавриил Попов, оказывается, регулярно ездил лечиться на Тибет и там установил астральную связь с Андреем Власовым, о чём он и рассказал в своей книге: «Наступает полнолуние – время вызывать душу умершего. <…> Появляется знакомая по фотографиям фигура генерала.

– Здравствуйте, Андрей Андреевич!»

А вот что бывший мэр сказал в эфире: «Для меня патриотами России являются и маршал Жуков, и генерал Власов. И те, и другие. Просто они по-разному любили Родину».

Знали бы мы во времена межрегиональной депутатской группы, что этот прораб перестройки фанат Власова!

Демонстрируются кадры из кинокартины «Мальчиш-Кибальчиш» о бесстрашном Мальчише и предавшем его буржуинам за банку варенья Плохише. Правнучка писателя Мария Гайдар комментирует: «Это не самое сильное, наверное, произведение Аркадия Гайдара. Хотя оно идеологически очень заряжено, – далее она пытается сформулировать, – предательство – это сознательное нанесение ущерба своими действиями. Ну, может быть, не сознательное, может быть, вынужденное. Естественно, понятие очень размытое».

О последствиях такой «неосознанной размытости» говорит Дмитрий Пучков: «Я вас уверяю, если бы в 41-м немцы вошли в Москву, там нашлась бы орда подонков, которая стояла бы вдоль по Тверской и рукоплескала вошедшим немецким вой­скам».

И внешне очень похожий на Плохиша блогер Просвирнин подтверждает: «Я бы пытался дезертировать... Космодемьянская для меня коммунистическая фанатичка. <…> Я не вижу ничего хорошего в выигрыше СССР Второй мировой. <…> Я думаю, что в случае поражения СССР мы бы получили ту же самую РФ, примерно с теми же самыми границами, может быть, даже лучше». Как будто не знает он, какая участь была уготована Гитлером и Ленинграду, и Москве, и всему русскому народу.

Но на кого он рассчитывает, говоря такое? Видимо, в соответствии с либеральным дискурсом последних десятилетий воспитано целое поколение дезертиров, для которых Космодемьянская, Матросов, замученный в Маутхаузене генерал Карбышев, обезглавленный в берлинской тюрьме Муса Джалиль и сотни тысяч других, не предавших Родину, – вовсе не герои, а лузеры, герои же – те, для кого превыше всего их шкурные интересы, а предательство – доблесть.

Измена и глупость

Камера оператора (Константин Сёмин снимал фильм сам, ассистировал ему Олег Сергеев) входит в частный музей «борьбы с большевизмом» предпринимателя Владимира Мелехова, на стенах – портреты Власова, немецких генералов, Краснова... Того самого Краснова, который писал: «Нам не стыдно, а гордо идти в победоносную германскую, хитлеровскую национал-социалистическую армию. Русское имя в ней нам надо заслужить доблестью, дисциплиной и победами». Установлен даже бронзовый памятник Краснову. Создаётся культ предательства, и местные власти не могут ничего поделать, так как памятник находится на частной земле. Мелехов глубокомысленно говорит в кад­ре: «В 17-м году Россия сбилась с пути, а в 41-м упустила шанс вернуться на него».

О том, кто «сбил с пути Россию в 17-м», рассказывает историк Борис Юлин: «Был заговор в Думе, заговор под руководством генерала Алексеева. Царя свергали все, чуть ли не расталкивая друг друга локтями. Большевики в этом поучаствовать даже не успели».

Отец Тихон Шевкунов: «Практически все, кроме двоих командующих фронтами, написали, что нужно отречься. Это было ужасно, предательство тогда было тотальным. И Николай II написал об этом в своём дневнике: «кругом измена, трусость, обман».

Факты многим известны, но как об этом говорится! Фильму свойственно сдерживание эмоций, и именно поэтому, наверное, горечь и ярость прожигают экран.

В «Биохимии» не рассказывается о том, какой травле перед революцией был подвергнут государь в прессе и с каким энтузиазмом, например, сатирик Аркадий Аверченко в ней участвовал. И как он об этом потом жалел! Зато показан восторг, который после отречения императора охва­тил русскую интеллигенцию, лидера кадетов Милюкова, поэта Бальмонта, тотчас сочинившего гимн Февральской революции, – как они были недальновидны и легкомысленны! И как похожи на нынешних болотных поэтов и политиков!

Ген предательства

Российские поклонники Резуна-Суворова упорно пытаются поставить знак равенства между СССР и нацистской Германией, но историки в фильме свидетельствуют о совсем другой преемственности.

Поначалу немцы в создании и продвижении бренда Третьего рейха учились у рекламщиков США – им удалось создать образ мощной, непобедимой Германии и навязать его другим странам, вселив в них неуверенность, страх, ощущение ущербности. Это у немцев называлось борьбой мировоззрений (Weltanschahungskrieg).

После победы над нацистами приёмам информационной войны учиться у них стали уже американцы. И не побрезговали воспользоваться нацистскими преступниками и агентурой!

Историк Кристофер Симпсон: «Ценой жизни тысяч военнопленных шеф разведки абвера Рейнхард Гелен создал самую подробную базу данных по состоянию дел в СССР, которая когда-либо существовала». Самая ценная часть базы – контакты фашистов внутри советского общества, а также все данные о коллаборационистах – русских, украинских, белорусских, татарских, кавказских, прибалтийских. В благодарность за передачу этих данных американцы не только не покарали Гелена как фашистского преступника, но позволили ему возглавить разведку ФРГ.

С 50-х годов главным оргоружием холодной войны стало радио, у истоков «Свободы» стояли власовцы, отобранные американскими кураторами, потом стали подтягиваться диссиденты.

Историк Джеймс Петрас: «Идеология Пайпса, Бжезинского и других была очень проста. Если вы против СССР, значит, вы наш союзник. Либерал ты, фашист или кто угодно другой».

Николай Леонов рассказывает о цинизме «Свободы»: «В этой радиостанции рядом были две редакции. Одна была азербайджанская, а вторая армянская. Сотрудники той и другой спокойно сидели вместе, пили кофе, а возвращаясь в свои студии, азербайджанцы начинали долбать армян, а армяне соответственно азербайджанцев. И вызывать вот такую резню, которая потом развернулась в конце 80-х. Это, конечно, была голубая мечта Госдепа».

К сожалению, она осуществилась. США удалось добиться многого из того, о чём мечтали нацисты.

Исследуя генезис предательства, Константин Сёмин представил зрителям некоторых нынешних власовцев, участвующих в информационной войне против России, но чувствуется, что далеко не обо всех «плохишах» и «банках варенья», которые получены за предательство, он рассказал.

Фильм продемонстрирован в разгар Олимпийских игр. Надеюсь, что информационную битву за Олимпиаду мы выиграем, потому хотя бы, что она действительно очень хорошо организована. А показ в прайм-тайм «Биохимии предательства» свидетельствует о том, что Россия не «абсолютно беспомощна против внутренней агрессии».

Тэги: Константин Смин
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Голос Губенко

    24.08.2021
  • Константин Сёмин: «Я не имею права останавливаться»

    17.04.2019
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Константин Сёмин: «Я не имею права останавливаться»

    61 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS