Оглупление под предлогом заботы
Дурак – двигатель общества потребления. Ибо дураку можно продать всё, что угодно. Главное – красиво упаковать и хорошо разрекламировать.
Только человек, не знакомый с химией и биологией, может купить волшебные таблетки для похудения. Он безоговорочно верит «авторитетам», какую бы антинаучную чушь они ни несли. Что ещё нужно в мире потребления! Учащимся тяжело читать классику – уберём изучение Толстого и Достоевского. Дитяткам очень сложно разбираться в неорганической химии – упростим по-максимуму, а то и совсем уберём.
Школьник привыкает к халяве. Не понимает, что высшая добродетель – это старое, доброе трудолюбие. Мы сами пестуем в школьниках неумение осмысливать большие пласты информации. Культивируем неспособность анализировать, систематизировать и классифицировать. Вырастая, они не в состоянии отделить причину от следствия. Зато они имеют своё собственное мнение по любому поводу. Однако, чтобы собственное мнение сформировалось, необходимо владеть логическим инструментарием и уметь осмысливать массу информации. Собственное мнение должно базироваться не на убеждении трёхлетки «я так считаю», а на понимании логических связей и основных принципов.
Дети совершенно не приучены трудиться. Им кажется, что жизнь должна быть сплошным удовольствием. Они не понимают, что любая деятельность включает в себя рутинную составляющую. Бухгалтер пишет отчёты, актёр репетирует до изнеможения одну сцену, писатель оттачивает слог. У предпринимателя успешность дела определяется чаще всего умением анализировать цифры, сутками просиживая за компьютером, а не креативностью и низвержением правил. Ибо придумать что-то не только новое, но и работающее, возможно лишь при условии понимания базовых принципов и обладая внушительным массивом знаний. В противном случае вся эта «свобода мышления» бессмысленна.
Учёба – это труд, прежде всего. И школа обязана научить школьника трудиться. Есть вещи, которые нужно делать без дополнительной стимуляции. Кстати, одна из причин сегодняшних трагедий, связанных с неадекватным поведением подростков в школах, – в неумении контролировать собственное «хочу/не хочу». Их просто не научили, что любое действие несёт определённые последствия, за которые придётся отвечать. А лучший учитель волевых регуляций – труд и преодоление.
Учение, как никакая другая деятельность, требует серьёзных волевых усилий. Преодоление учебных трудностей прекрасно учит контролировать импульсивные желания. Если нет силы воли, не просчитываются последствия поступков, то наше поведение становится примитивным, как у животных. Стимул → Реакция. Или: хочу → дайте. Обиделся за двойку – и тут же оскорбил учителя. Хочу пятёрку – ставьте прямо сейчас, несмотря на то, что не выучил. Иначе напишу жалобу.
А как красиво всё начиналось, в какую блестящую обёртку завернули ядовитую конфетку! Школьнику сложно, трудно, школьную программу следует упростить максимально. В результате получаем школьников с примитивными реакциями, неразвитой волевой регуляцией, уверенностью в собственной правоте в любых обстоятельствах.
Никто не спорит, что преподавание должно быть интересным. Хороший преподаватель способен увлечь ученика, но при этом он не должен танцевать перед ним кадриль и развлекать. Существует разница между развлечением и интересной учёбой. У нас же в последнее время эти понятия почему-то стали тождественны.
Мы чуть было не пришли к тому, от чего ушли в 1917 году. Есть три класса церковно-приходской школы? Складывать и вычитать умеет? Всё, грамотный. Однако вдруг выяснилось, что для развития экономики нужны не только потребители, но и производители. А чтобы производить, требуются глубокие знания, которые без трудолюбия получить невозможно. И в школы стали потихоньку возвращать сочинение, астрономию. Некоторым ведущим вузам разрешили проводить собеседование для абитуриентов. Старый добрый труд и сила воли медленно, но верно вытесняют мифическую мотивацию из юных голов. И это хороший знак. Ибо выучить сопромат, написанный в виде комиксов, просто невозможно.
Анастасия Пономаренко
Комментарии
Petrov Alexander14.02.2018
Не все тут правда.Если б так все было то все бы уже превратились в пещерных людей.
Александр Прокофьев14.02.2018
Великолепно, Анастасия! Только так: знания без трудолюбия невозможны. Но "потихоньку" не годится: нужна реформа школы, точнее предшествующая ей реформа государства.
Борис Кузнецов14.02.2018
Врёт она всё. Школьник не сосуд, который надо непрерывно наполнять знаниями. Да ведь какими знаниями - знаниями, которые не нужны и которыми никогда не придётся воспользоваться. Пример: у ребёнка прекрасный слух, он с удовольствием занимается в музыкальной школе и мечтает о консерватории, так на кой ему все сложности органической химии, дифференциальное и интегральное исчисление? А другой парень метит в инженеры - строители, а такой необходимый предмет для будущего инженера, как черчение, увы, исключили из программы. Есть у нас Академия педагогических наук, или всем заправляют Медведев с подпевалой Васильевой? Должны, в конце концов, знающие люди, профессионалы, определить, что "необходимо и достаточно" для средней школы, техникума, института.
Но, пока в лидерах России у нас будут ходить эффективные манагеры, а не профессионалы, ни хрена хорошего не будет.
Нужны перемены.
Вячеслав Корчагин14.02.2018
Вообще то АПН существовала в советское время и она определяла и задачи образования и программы и планы , а сейчас у нас РАО (Российская академия образования ) как структура РАН и чем она занимается непонятно , если по заказу правительства РФ всю реформу образования в стране было поручено претворять в жизнь ВШЭ (а для меня это вошь , вша ).А там изобретать велосипед не стали , содрали с болонской , от которой в Европе уже начали отказываться . Сосудом знаний Вы что то перепутали (и статья другая , не этого автора и цитата то совсем не о том ). А базовые то знания ученик должен получать , автор прав хочешь , не хочешь , а надо . В советское время по моему было правильно - после 8-го класса ищи ту школу , которую уже хочешь сам . Например я заканчивал школу с углубленным изучением химии .
владислав ануфриев14.02.2018
Ну химик Слава,правильно сделал ,что расшифровал РАО,а то ОАР(олимпийцы из России),РОА(российская освободительна армия Власова).А молодой человек всё- таки сосуд,который должен уметь завязывать и бантики на шнурках и галстуках ,и химсостав воды знать,был на Памире ,когда шофера ставили водяную капельницу на карбюратор,на высоте не хватало кислорода для сгорания бензина.
владислав ануфриев14.02.2018
А может получиться и сосуд для Рашен уводка,или для идей Дом-2.
Вячеслав Корчагин14.02.2018
И это верно (только прошу без фамильярности ) .И я о том же . Базовое образование дает основы знаний во многих сферах науки и жизни . Химиком я не стал , но неожиданно мне эти знания пригодились , когда в моем крупном цехе былии участки гальванопокрытий и химико-термической обработки . А без химии там не обойтись .
владислав ануфриев15.02.2018
Прошу прощения ,Вячеслав.Этому тоже надо учиться,всё в сосуд,и знания,и Этика,да всё прекрасное ,что известно и что сотворил человек.
Вячеслав Корчагин18.02.2018
http://inance.ru/2016/09/vshe-2/
Это о вкладе ВШЭ в реформу образования на Руси .
Вячеслав Корчагин18.02.2018
Извините , это я Михаилу Енотову передал .
Михаил Енотов18.02.2018
Вячеслав Корчагин - я тоже был углублен Химией ! и даже сильно , т.е инженерно
А ВШЭ ( однозначно от ___ вша ... ! ) надо давно предать "публичному позору "и распевать про них "политические частушки " под балалайку - на манер Шарикова из "Собачьего сердца " ...
Вячеслав Корчагин18.02.2018
http://inance.ru/2016/09/vshe-2/
Это о вкладе ВШЭ в реформу образования на Руси .
Любовь Наумова16.02.2018
Какое дилетантство! Ведь школа должна дать человеку направление , а слух- дело врожденное! У Чехова был талант писателя, но это не мешало ему изучать фармакологию и химию
Борис Кузнецов15.02.2018
Вы, братцы, не обратили внимание на основное, о чём я хотел сказать: "НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНО". Я кончал десятилетку при Советской власти, и мне знаний хватило и для поступления в ВУЗ, и вообще для моей последующей инженерной работы. Алгебру Киселёва я считаю непревзойденным учебником - просто и доступно. И попы тогда не совались в школу со своими религиозными культурами.
Галина Савельева17.02.2018
Подписываюсь под каждым тезисом Анастасии Пономаренко. Учёба – это труд, прежде всего. а школа обязана научить школьника трудиться. Человека только тогда можно считать состоявшимся, если он трудолюбив. Всякие знания всегда рентабельны. Знания для умного человека ни в какие времена не являлись обременением, как не обременительны для человека наличие и, особенно, изобилие извилин человеческого мозга