Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах...
Николай Гоголь
Это академический, профессиональный канал, созданный людьми с богатым телевизионным опытом и умеющими воплотить свои идеи на телеэкране. На «Просвещении» демонстрируют покупные документальные фильмы, например «Пейзажи сквозь время», а также и художественные, хотя их немного. Как считают в руководстве канала, хорошие художественные фильмы зритель может посмотреть и на других каналах, а задача «Просвещения» – сосредоточиться на серьёзных просветительских передачах.
Свою первостепенную задачу телеканал видит в создании проектов по культуре, искусству; в рассказывании о творчестве молодых художников, режиссёров, музыкантов, писателей и поэтов.
Но если оценивать объективно, пока что темы эти освещаются неравнозначно. Есть программы, с трудом вписывающиеся в концепцию канала, например, такие, как «Юный техник», «Профессия – телевизионщик». Но есть интересные, действительно важные и серьёзные программы, как «Высшая школа», «Наука. РФ», «Школа», «Семейные ценности»...
Программа «Высшая школа» была создана ещё в 1992 году. Ранее она шла на другом канале. Здесь же, на «Просвещении», в студии побывали представители таких институтов, как МИСИ, МГУ, МАИ, МГТУ им. Баумана, Плехановская академия. Руководители вузов рассказывают о проблемах в области высшего образования, о талантливых студентах, о новых факультетах. Программу ведёт генеральный директор канала «Просвещение» Владимир Косенчук.
Есть и ещё одна очень серьёзная программа – «Наука. РФ», которую ведёт академик Евгений Велихов. Передача выходит не столь регулярно, как «Высшая школа». Она обращена к специалистам, учёным и исследователям, которые непосредственно занимаются наукой, хотя вполне может заинтересовать молодых учёных и студентов.
К сожалению, давно не видно программы «Международная панорама» с Эрастом Галумовым – яркой, высокопрофессиональной, с интересными гостями в студии и содержательными беседами. Возможно, это сопряжено с внутренними финансовыми проблемами телеканала, и хочется надеяться, что они будут решены.
Названия других программ говорят сами за себя: «Слово ректора», «Молодые учёные России», «Профессия», «Книжная полка», «Творческая мастерская» и другие. Темы, затрагиваемые в них, важны и актуальны; это и последние события в сфере образования, и встреча с педагогами, руководителями вузов, с чиновниками из образовательных ведомств. Академические темы перемежаются с живыми и увлекательными дискуссиями на тему науки, культуры и образования и дают богатую пищу для размышлений.
Отдельно хочется отметить цикл «Телевидение – профессия и судьба» (режиссёр Андрей Плахов), в котором корифеи отечественного ТВ рассказывают о том, каким было телевидение и какими были его творцы.
Пять серий о своей жизни и работе рассказывает один из первопроходцев документального ТВ народный артист России Игорь Беляев.
Знак судьбы: девятилетним, находясь в эвакуации в Оренбурге, он попал в кинохронику, когда его семья собирала посылку на фронт. И эти кадры сохранились, так что мы увидели Игоря Константиновича мальчиком, готовящим валенки для отправки на фронт.
Он многое делал первым.
Снял первый советский телефильм «Кратчайшее расстояние», который отвечал на вопрос: «Чем заниматься, для чего жить тем, кто пришёл вслед за поколением фронтовиков. Те знали, для чего жить, – ради победы, а для чего послевоенному поколению?»
Когда появились синхронные камеры, которые могли не только записывать изображение, но и звук, Беляев снял первый многосерийный фильм. О Сахалине. Потом телефильм о сибирских нефтяниках. Об открытии уникальных залежей нефти. Он первым снял нефтегазоносную провинцию, Тюмень, Сургут, бьющий из-под земли газ, кипящие озёра нефти, тундру, героев-геологов.
С 1968 года Беляев – в знаменитом творческом объединении «Экран». Поступил государственный заказ на создание фильмов о текстильных городах. Беляеву достался город Камышин, которому к тому же исполнилось 300 лет. Он организовал, может быть, первый праздник, в котором участвовал весь город – скоморохи, народная песня, самодеятельность, даже петушиные бои… И снял всё это. Фильм о Камышине «Ярмарка» – первая русская народная документальная телекомедия, говорит Беляев.
Потом были «Шахтёры». Герои этого фильма – не руководители-орденоносцы, а простые донецкие горняки шахты 17.17-бис, которая давала уголь самого лучшего качества, но и была самой опасной. Выбросы случались раз в месяц, значит, раз в месяц – похороны. Киногруппа опускалась вместе с шахтёрами на 800 метров под землю. Получился фильм правдивый и страшный. Беляев восхищается шахтёрами: «Какие они красивые, настоящие, сильные, – в кадре чёрные лица шахтёров в забое, – душа у них светлая!» Фильм боялись показывать, тогда ни о чём драматическом рассказывать было нельзя. «Это сейчас первые новости о катастрофах, убийствах, – говорит Беляев, – а тогда берегли психику зрителей». Телечиновники очень испугались, но Сергей Лапин посмотрел телефильм и распорядился показать его перед программой «Время». За «Шахтёров» Беляев получил первую свою Государственную премию.
В завершение пятисерийного фильма Беляев провозгласил с экрана своеобразный манифест.
Телевидение должно уйти с базара и прийти в храм. «ТВ занимает особое место в системе национальной безопасности России, это – центральный банк культуры, основная мобилизующая и объединяющая сила», оно должно быть «важнейшим из искусств» для сохранения единства народа. Беляев нашёл свой образ будущего ТВ: «Оно должно быть гражданским, христианским и пушкинским!»
Остаётся только сожалеть о том, что этот замечательный 5-серийный фильм из цикла «Телевидение – профессия и судьба» не показан по федеральным каналам. А также о том, что канал «Просвещение», финансируемый, видимо, по остаточному принципу, находится на задворках эфира.
Александр САДОВСКИЙ