Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 марта 2019 г.
Литература

Цепная реакция смыслов

06 марта 2019

Летом в коктебельском Доме творчества писателей означенные писатели в большинстве своём не творили. Слишком много было вокруг недоступных на «милом севере» искушений: море, солнце, Карадаг... Все главным образом обретались на писательском пляже: часами толковали о литературе.

Фазиль на этих толковищах практически не появлялся. Он выходил лишь к обеду – сосредоточенный, молчаливый, с недавней думой на челе. Первую половину дня он упорно трудился – что бы там ни происходило в природе.

Мне нравились ранние стихи Фазиля. Особенно его «Баллада об украденном козле», на которую Юрий Левитанский сочинил блистательную пародию («Да здравствуют ритмы Киплинга, папаха, аллюр, абрек, фазаны и козлотуры, мангал, чебурек, чурек»). Энергетика этих стихов не могла не сказаться и на внутреннем строении его прозы, создававшей, конечно, иную художественную реальность, но сумевшей при этом сохранить «выпуклую радость узнаванья». Недаром на исходе жизни он вернулся к стихам, как бы смыкая исток и устье этой долгой полноводной реки.

Впрочем, литературную славу принесла ему именно проза. И в «Сандро из Чегема», и в «Созвездии Козлотура» почерк Фазиля Искандера абсолютно неповторим. Его, прозаика, можно узнать по абзацу, много – по двум: так хороший поэт мгновенно определяется по строфе. Этот текст начисто лишён «архитектурных излишеств» – он внятен, спокоен, чист. Но это кажущаяся простота не может обмануть вдумчивого читателя. Порой, казалось бы, незамысловатая искандеровская фраза делает неожиданный кульбит – и вдруг открываются подвалы, пристройки, флигели, чердаки, скрывающие тайные и не видимые ранее обстоятельства. Я бы даже сказал, начинается цепная реакция смыслов, расширяющих пространство текста и придающих ему неожиданный метафизический объём.

Мир, созданный Фазилем Искандером, привлекателен, добр, справедлив. Но при этом – внутренне ироничен. Недавно перечитывая «Кроликов и удавов» для своей телепрограммы «Игра в бисер», я был немало удивлён, что книга, написанная без надежды появиться в официальной печати и имевшая в виду злободневные сюжеты тех лет, не только не устарела, но и обрела новые, весьма актуальные звучания.

Ибо Фазиль Искандер, последний классик советско-российской литературы, мыслит категориями историческими – будь то судьба отдельного человека или судьбы страны. Однажды, в начале 90-х, выступая на литературных чтениях в Коктебеле, он произнёс: «Крым принадлежит Волошину». Чем примирил дискутирующих вокруг этой темы участников.

Он относился ко мне очень дружественно (сближало ещё то, что мы родились в один день, 6 марта) – как старший к младшему, хвалил мои книги, написал рекомендацию для вступления в Русский ПЕН-центр. Я вспоминаю об этом и в те минуты, когда нынешний ПЕН начинают терзать горестные раздоры и страсти.

«Культура, – заметил как-то Фазиль, – это не количество прочитанных книг, а количество понятых». Надеюсь, что нам это всё-таки удастся.


Тэги: Игорь Волгин Фазиль Искандер
Обсудить в группе Telegram

Игорь Волгин

Игорь Леонидович Волгин (род. 6 марта 1942, Пер... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Неповторим – во всём

    13.07.2022
  • «С душою и с талантом…»

    02.03.2022
  • «Пока я с Байроном курил…»

    09.02.2022
  • Мучительный акт самопознания

    10.11.2021
  • Живой участник живой культуры,

    19.10.2021
  • Цензура против Евгения Евтушенко

    76 голосов
  • Лучшие из лучших

    63 голосов
  • „Гражданин, соврамши!“

    43 голосов
  • Антидепрессант

    37 голосов
  • «Пока я с Байроном курил…»

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS