В 60-х годах на встрече редакции журнала «Новый мир» с читателями Ольга Берггольц начала свою речь с воспоминания о блокаде, когда на Невском проспекте были надписи на домах: «Граждане! Эта сторона особенно опасна при артобстреле», и сказала о журнале, возглавлявшемся Твардовским:
– Похоже, что сегодня особенно опасна эта сторона улицы!
Действительно, туда палили весьма усердно. Охотников поучаствовать в бомбардировке подозрительного властям предержащим журнала хватало. Вот, и начинавший свою литературную деятельность критик Б. Леонов внёс свою лепту отрицательным отзывом о напечатанной в «Новом мире» повести талантливого писателя и учёного И. Грековой «На испытаниях».
Похвальными же и даже восторженными оценками он и в ту пору, и позже, долгими десятилетиями сопровождал произведения самых «благонадёжных», «идейно» выдержанных авторов – В. Кожевникова, В. Кочетова, А. Софронова (этим посвящены целые книги Б. Леонова), М. Алексеева, М. Бубеннова, Г. Маркова, А. Первенцева (который, кстати, в своё время огорчался, что танки ввели в Прагу, а надо бы – в редакцию «Нового мира»), Шарафа Рашидова, С. Сартакова, И. Стаднюка, – словом, тех, кто обитал не на каком-либо простреливаемом или танкоопасном направлении, а – если вспомнить название монографии Б. Леонова о Вадиме Кожевникове – «на солнечной стороне планеты».
Что ж, и такие бывают вкусы и пристрастия. И признаться, подивился я, когда, смело изменив им, Б. Леонов стал чуть ли не главным действующим лицом в недавней телепередаче (канал «Культура»), посвящённой столетию со дня рождения Эммануила Казакевича, друга и сподвижника Твардовского и вообще писателя, не раз оказывавшегося на «опасной стороне» улицы.
И лишь потом уразумел: времена же изменились, былая «солнечная сторона» погрузилась в тень (если не в полное забвение), – отчего бы с самым невинным видом не перейти на другую, ныне не столь опасную сторону?!
Как говорил один историк: напомнишь о том, что было, а в ответ: это же было вчера!
Комментарии