Об итогах Года литературы и нынешней непростой ситуации в книгоиздании мы беседуем с генеральным директором издательства «Молодая гвардия» Валентином ЮРКИНЫМ.
– Каким оказался для вас 2015 год? С чем вы вошли в 2016-й?
– Лесорубы по годовым кольцам на спиле дерева могут точно определить года засушливые и время благодатное. Мы не можем благодушествовать, так как экономическое давление государства на предприятия заметно усилилось. За три года налог на имущество вырос в шесть раз, плата за московскую землю – в 13 раз, все материалы и услуги становятся только дороже. Несмотря на это, нам удалось сделать немало. Широко был отмечен юбилей мирового бренда – 125-летие серии «Жизнь замечательных людей». Этот уникальный проект ещё более обогатился, а молодогвардейская палитра, включая и традиционные, и новые направления, значительно разнообразилась. Почти 1900 биографических томов о тысяче лет России и пяти тысячах мировой истории – таков промежуточный итог!
Летопись великого воинского подвига требует продолжения. Список жизнеописаний великих полководцев, таких как А. Василевский, К. Рокоссовский, пополнился яркой биографией маршала Победы Г.К. Жукова, написанной С.М. Михеенковым.
Впечатляющей стала книга Р.В. Кузнецовой о создателе атомного оружия И.В. Курчатове и грандиозности свершений нашей страны. Понимая опасность монопольного владения США оружием чудовищной силы, ряд американских и европейских учёных добровольно и бескорыстно пошли на сотрудничество с нами. Им посвящены книги Н.М. Долгополова при содействии с СВР об Абеле-Фишере, Вартаняне, Киме Филби и других.
Одна из сильных сторон – молодогвардейская историческая школа. В перечне биографий государственных и политических деятелей советского периода, таких как Сталин, Хрущёв, Косыгин, Брежнев, Шелепин, Фурцева, существовал пробел: не было портрета второго политика сталинской эпохи. Сейчас, наконец, ведётся работа над давно ожидаемым жизнеописанием В.М. Молотова. Биографию подготовил В.А. Никонов – учёный, видный политик, политолог и внук В.М. Молотова.
– А новых биографий писателей ждать?
– Да, читателей порадует парад писательских биографий. Издательство благодарно Алексею Варламову, написавшему блистательную и тонкую книгу о жизни Василия Шукшина. Сейчас идёт редакционный процесс над рукописью Сергея Шаргунова о Валентине Катаеве. Павел Басинский готовит работу о Льве Толстом для экспериментальной «Малой серии» «ЖЗЛ».
Пусть читателей не удивляет факт нового обращения к именам Толстого, Есенина, Маяковского, Достоевского, о которых ранее уже издавались книги «ЖЗЛ». Мы убеждались не раз: талант авторов новых поколений позволяет увидеть свежие грани жизни и творчества гениев, да и историческая наука не стоит на месте.
С особой бережностью идёт редакторская работа над рукописью Андрея Румянцева, автора вышедшей книги «Вампилов», а теперь посвящённая Валентину Григорьевичу Распутину. Доверительные отношения с Валентином Распутиным, человеком редкой совести, скромности и душевной чистоты, – большое богатство молодогвардейцев. При жизни мы встретились с Валентином Григорьевичем на праздновании 90-летия «Молодой гвардии» (2012 год) в Доме приёмов МИД России.
К 100-летию двух революций Лев Данилкин готовит важный труд о Владимире Ленине.
Не забыт и «философский круг» – на очереди книги об Александре Зиновьеве, Николае Фёдорове, Сартре. Привлекает внимание трудная жизнь крупнейшего философа и политолога ХХ века Александра Александровича Зиновьева. Автор его биографии Павел Фокин при участии вдовы, Ольги Зиновьевой, блестяще справился с невероятно ответственной работой.
– 2015-й был Годом литературы. Власти обещали, что не забудут о литературе и в следующем – 2016 году. Вы заметили перемены к лучшему?
– Безусловно, был сделан важный шаг. Литературное пространство очнулось от многолетней немоты, оживилось. Российский книжный союз во главе с Сергеем Вадимовичем Степашиным расправил плечи, получив поддержку своих многочисленных начинаний и программ.
Удивила и порадовала летняя выставка книг на Красной площади. Воспринята она была как обнадёживающий символ: российская книга – на главной площади, рядом с Кремлём! Хорошо, что выставка планируется и на 2016 год.
Если говорить о нас, то «Молодая гвардия» охотно отправилась на Санкт-Петербурскую выставку исторической литературы. Кстати, генеральный директор «Эрмитажа» М.Б. Пиотровский – герой книги серии «ЖЗЛ. Биография продолжается» – принял участие в праздниках книги в сентябре на на ХХVI ММКВЯ на стенде «Молодой гвардии».
Что создавало уверенность в серьёзности намерений власти в этот раз при проведении Года литературы? Личное стремление В.В. Путина, особенно в течение последних трёх лет, разгрести гуманитарные завалы в стране. Он принял участие в Литературном собрании 2013 года, проведённом по инициативе наследников великих имён – М. Лермонтова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, Б. Пастернака, М. Шолохова, А. Солженицына. Доклад его не скрывал неприглядного положения с книгой и чтением. Президент открыл Год литературы, появился на выставке на Красной площади, сделал весомый подарок Государственной детской библиотеке, много раз участвовал во встречах с писателями, переводчиками, педагогами, языковедами, активно председательствовал на заседаниях Совета при Президенте по культуре и искусству. И что особенно важно, в момент, когда многие, особенно чиновники, свыклись с маргинальной ситуацией с книгой, президент поднял значение защиты русского языка, развития литературы, приобщения к чтению и книге на уровень государственной безопасности страны.
– Но многие люди были разочарованы итогами...
– Всем хочется всего и сразу! Да, слишком велика задолженность государства, накопившаяся перед культурой за последние 20–25 лет. Очень настораживают победные реляции, радостное битьё в тамтамы всякого рода служивого люда по поводу якобы наступившего книжного рая. Нет и нет! Деградация книги, к сожалению, неуклонно продолжается. Осуществлён лишь первый, «верхушечный» подход к проблеме.
Ещё не понята властью, обществом во всей полноте глубина и опасность провала и нашего отставания в культуре, особенно перед лицом и требованиями сложнейшего ХХI века. Как только мы спускаемся с федерального уровня «в поле», интонации существенно меняются. Цена аренды для книжных магазинов высока, а Сергей Нарышкин, спикер Госдумы РФ, пока лишь обещает, что могут быть льготы в этой части.
Национальная программа продвижения и развития чтения так и не стала государственной. Последнее замечание особенно важно. Многие страны, которые пошли на эту меру, – Финляндия, Канада, Южная Корея, Новая Зеландия – добились блестящих результатов в продвижении книги и чтения, гуманитарной грамотности детей и молодёжи.
Число муниципальных библиотек неуклонно сокращается. За последнее десятилетие исчезла каждая пятая библиотека. Книжные фонды за годы передряг устарели и ветшают. Прекрасная задумка Минкульта – прямая закупка в издательствах новейшей литературы библиотеками страны – почему-то дала сбой. Парадокс, но именно в 2015 году – в Год литературы – библиотеки страны купили книг «Молодой гвардии» на 45 процентов меньше, чем в предшествующий год. Книжная торговля в провинции и особенно на селе угасает. Пресса сообщает о 1000 исчезнувших магазинов в России за последние два-три года, и это при том, что даже в Москве на каждые 100 тысяч жителей приходится книжных магазинов в 6 раз меньше, чем в Европе!Хочу обратить внимание на статью Н.И. Михайловой – генерального директора ГУП «Объединённый центр «Московский дом книги», президента Ассоциации книгораспространителей независимых государств, социолога и большого профессионала, – появившуюся прямо в конце Года литературы, под многозначным названием «Сужающееся пространство книг». В статье заявлено: «Самая главная проблема нашего времени – книга сегодня вне общественной жизни». Это сказано неожиданно, но точно, стоит прислушаться.
Думается, Михайлова имеет в виду, что выход в свет даже ярких книг из-за равнодушия общества, средств массовой информации и госструктур не делает их значимым событием.
– Да, проблема действительно серьёзная. Так как же всё-таки быть с чтением? Точнее, нечтением? Ведь когда-то мы были самой читающей страной мира, а теперь...
– Нужно понять природу провала потребности чтения в России. Совершенно очевидна рукотворность этого негативного процесса. Чисто российский случай! Почему-то забыто то, что происходило в 90-х годах. О каком чтении можно было говорить, когда большинство семей, попав в хозяйственный, экономический коллапс, потеряв сбережения, обнищав, стремились к одному – выжить любой ценой!
Вы сможете спокойно наслаждаться чтением, если в это время в подъезде и на улице слышны стрельба и взрывы? Напомню, бандитские «разборки», страшные террористические акции в Москве и по всей России, шок от рухнувшего СССР, расстрела парламента из танков в октябре 1993 года, двух войн в Чечне и многое другое – всё это существенно поменяло и психику, и приоритеты граждан.
В это же самое время был нанесён нокаутирующий удар книгоизданию. Исчезли крупнейшие издательства – «Прогресс», «Политиздат», «Планета», «Мир», «Книга»… Средние тиражи уменьшились в 50 раз. Бывшие властители дум – «толстые» журналы «Новый мир», «Знамя», «Юность» и другие – потеряли тиражи в сотни раз. Наскоро и грубо сколоченный рынок оказался жёстким прокрустовым ложем для книги – цена её взлетела и взлетает до сих пор.
– Традиционный русский вопрос: что делать?
– Прежде всего понять в полном объёме глубинное значение феномена книги и абсолютную необходимость чтения для формирования в ХХI веке интеллектуальной нации в России. Книга и чтение – глобальное явление мировой культуры, основание и фундамент нашей цивилизации. Без книги нет истории человечества. Неслучайно ООН и ЮНЕСКО, 140 научных центров разных стран неутомимо занимаются развитием книги и чтения. Множество акций и различных мероприятий в ходе Года литературы сыграли свою роль, но действовать дальше по принципу «навалом» недостаточно. Следует перейти от многочисленных хаотичных гуманитарных акций к осмысленной, многоступенчатой всеохватывающей государственной многолетней программе на основе практического опыта и данных науки. Нужно всемерно противостоять сложившейся ситуации, когда постоянно, длительно, из года в год идет ухудшение показателей книгоиздания. По данным отраслевого доклада, совокупный тираж сократился за последние семь лет более чем на треть – точнее, на 39,6 процента! Если не остановить процесс, то через очередные семь лет, к 2022 году, от российской книги останутся рожки да ножки! Всего в 2014 году выпущено 112 126 названий различных книг, чему нельзя не радоваться, легко представляя за ними мощный книжный поток. Оказывается, не тут-то было, ведь почти 52 тысячи названий (46,2 процента) имеют тиражи менее 500 экземпляров. Столь малотиражная, порой изданная за счёт автора литература (чаще всего брошюры) заметно улучшает статистику, но говорить о её просветительской роли не приходится. Массовые тиражи книг, которые способны пересечь Садовое кольцо, оказаться в городах и весях страны, незначительны. Столь удручающая статистика нужна нам для того, дабы реально увидеть масштаб работ и не тешить себя иллюзиями, а осмысленно менять ситуацию. Хотелось бы, чтобы именно этим, засучив рукава, занялись правительство России и оргкомитет по поддержке литературы, книгоиздания и чтения.
И нельзя забывать: всё, что связано с человеком, необычайно противоречиво и сложно. Проблема даже в том, что до сих пор нет ответов на самые простые вопросы о механизмах и закономерностях читательской деятельности. Чтение остаётся во многом непознанным явлением. Несмотря на то что темой чтения должны заниматься более десятка различных наук (философия, история, культурная антропология, семиотика, культурология, психология,педагогика, лингвистика, информатика и т.д.), более или менее целостной и связной теории не существует. Словом, науку нужно срочно реанимировать, а работу учёных-подвижников всячески мотивировать, поддерживать, объединять. Книгоиздание, торговля, библиотеки, детские сады, система школьного, профессионального и высшего образования, музеи, театры, органы просвещения, средства массовой информации совместно с семьёй образуют огромный культурный комплекс, который должен действовать согласованно, как единый оркестр, призванный не только обеспечить доступ к книге и всей культуре новых поколений, научить их чтению, но и воспламенить их сердца восторгом познания.
Ведь сложность работы с человеком в ХХI веке неизмеримо возрастает, сегодня нельзя, как в прошлом, за один раз научиться «на всю жизнь», теперь необходимо «учиться всю жизнь»!
В блестящих мемуарах Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» и «На берегах Сены» есть точные строки о книге: «Чтение настоящей литературы, высокохудожественных воспоминаний, биографических повествований есть освежение душ. Это лекарство против ограниченности, самодовольства, нравственного тупика. Таблетка от тупости…» Лучше не скажешь!