Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 марта 2019 г.
Литература

Фантаст-дуэлянт

27 марта 2019
Бюст поэту и дуэлянту

Сегодня у нас в гостях блестящий поэт-вольнодумец, шутник и дуэлянт Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (1619–1655), гвардеец и философ, один из предшественников (это не опечатка!) научной фан­тастики.


Дружил с Мольером, учился у знаменитого философа Гассенди. Франция в XVII веке много и с энтузиазмом воевала (в Европе бушевала Тридцатилетняя война); в составе королевской гвардии Сирано геройствовал при осаде Музона и Арраса, был тяжело ранен и 15 лет спустя умер именно от последствий этой раны.

Два с половиной столетия спустя драматург Эдмон Ростан дал нам блестящий, хоть и однобокий образ Сирано в своей пьесе – и с тех пор мы считаем его обидчивым и ироничным человеком с огромным носом, истинным гасконцем – поэтом, гордецом и дуэлянтом, однажды запросто расправившимся с целой сотней противников. Жизнь Сирано, однако, не помещалась даже в такие рамки.

Его трагедия «Смерть Агриппины» вызвала обвинения в атеизме, в результате чего герцог д’Арпажон, покровитель и меценат, с Сирано порвал. Потом во Франции началось то, что историки называют Фрондой, а иные из них считают её даже чем-то вроде гражданской войны. Тут уж Сирано разошёлся вовсю – написал семь «Мазаринад», направленных против, как явствует из названия, всесильного кардинала и первого министра. На него было несколько покушений, и тут ему наверняка ох как пригодились его умения дуэлянта.

А ведь были ещё и «Сатирические письма», также приумножившие врагов...

В самом же знаменитом сочинении Сирано де Бержерака – романе «Иной свет, или Государства и империи Луны» – он, что называется, на голубом глазу описывает своё путешествие на Луну и жизненный уклад тамошних аборигенов. Причём перещеголял барона Мюнхгаузена – тот ядро оседлал, а наш искушённый в физике гасконец улёгся на железный лист и, подбрасывая вверх сильный магнит, сам себя тянул всё выше, пока не достиг Луны. До сих пор об этих штучках упоминают иные школьные учебники, говоря о законах Ньютона и о том, насколько подобный способ передвижения с ними согласуется.

Однако в памяти нашей образ остроумца Сирано де Бержерака всё же прочно связан именно с бессмертной комедией Ростана. (Как, вы не читали её?! И фильма не видели с Депардье в главной роли?! Ну, это упущение!)

А нос – ну, подумаешь, нос! Экая беда! Да Сирано и сам над ним подшучивал, чтоб другим повода не давать. А однажды, на генеральной репетиции пьесы Ростана, исполнитель заглавной роли, явно недовольный необходимостью сложного грима с увеличением носа, прямо обратился к драматургу:

– Месье Ростан! Неужели у главного героя этой пьесы обязательно должен быть такой длинный нос?

– Ах, мой друг, – ответил Ростан, – артист, исполняющий такую роль, как Сирано, безусловно, должен иметь или большой нос, или большой талант.

Да, большой талант. И большую душу – как у самого Сирано, и сегодня восхищающего читателей и зрителей, пусть и в описании Ростана.

Тэги: Анатолий Белкин
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Белкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Куёт он строфы, как подковы

    02.02.2021
  • Тщательно отобранные шутки

    11.11.2020
  • Человек, который смеялся

    14.10.2020
  • Под визгом яростной пилы

    29.07.2020
  • Меч почёта

    27.11.2019
  • Неповторимый Бабель

    55 голосов
  • Под визгом яростной пилы

    39 голосов
  • Невезучий романтик

    33 голосов
  • Опасные странности

    26 голосов
  • Соловей не умолкает на заре

    21 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS