М.А. Дзюбенко, О.А. Лекманов. (Чистый понедельник / Иван Бунин; Опыт пристального чтения; Пояснения для читателя). – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2016. – 208 с. – 1500 экз.
Можно бесконечно рассуждать о текстологической наблюдательности авторов, об основательности проделанной ими работы, об удачных и метких изыскательских наблюдениях, но главное не это. Главное – что из последовательных и очень подробных комментариев великого рассказа Бунина действительно получилась отдельная книга, весьма увлекательная для тех, кто любит историю нашей страны и литературы. Помимо остроумных замечаний и дерзновенных попыток вникнуть во всю полноту бунинского замысла в книгу включены фотографии, буквально пошагово иллюстрирующие прихотливые пути героев по страницам рассказа. Благодаря этому перед читателем предстаёт картина ушедшей и существующей только в памяти Бунина Москвы. В этом одна из многочисленных семантических пружин рассказа, как отмечают исследователи. Бунин описывает в основном те здания, которые были практически стёрты с лица города при советской реконструкции Москвы.
Очень тонки наблюдения авторов за религиозным подтекстом рассказа, особенно в части выбора Буниным названия: «Чистый понедельник – нецерковное название первого дня Великого Пасхального поста. Почему автор назвал свой рассказ так, хотя на Чистый понедельник приходится действие лишь небольшой, пусть и важной его части? Вероятно, потому, что именно этим днём отмечен крутой перелом от масленичного веселья к суровому стоицизму поста. Сравним с репликой персонажа из одноимённого с бунинским рассказа «Чистый понедельник» (1933), автором которого был младший современник Бунина – И.С. Шмелёв: «Тяжело тоже переламываться, теперь всё строго, пост»… Далее мы увидим, что ситуация резкого перелома не просто многократно повторяется в «Чистом понедельнике», а очень многое организует в этом рассказе».
Думается, что в эпоху, когда интерес к чтению, особенно к чтению фундаментальному, стремительно падает, именно в таком литературоведении есть особый смысл. Ведь именно оно как проводит мостик к высокому художественному смыслу читателю непросвещённому, так и позволяет интеллектуалу насладиться красотой исследовательского замысла. Известно, что Иван Алексеевич Бунин был человеком непростого характера, но думается, что такой неординарный подход к своему творчеству он бы одобрил.