1. Над чем вы сейчас работаете?
2. Как складывается журнально-издательская судьба ваших произведений? Что из них вышло в свет, что не вышло?
3. Какие работы ваших товарищей и коллег по перу вас порадовали или огорчили?
Маргарита ЮНИЦКАЯ, поэт, прозаик:
1. Работаю сразу над многим. Возраст мой заставляет меня спешить. Но, конечно, в основном идут стихи. Они всегда появляются внезапно и независимо от воли автора.
2. Где и когда будет опубликовано то, над чем я работаю, и что уже, по моему мнению, готово, в самой малой степени зависит от меня. Для книжки «У каждого своё море» не иначе как Господь послал мне издателя – Елену Евгеньевну Ширко. Она сама пришла ко мне. Пришла за стихами, а я предложила ей вдруг прозу... А теперь готовится и книга стихов. И издательница терпеливо ждёт, когда и как я смогу с ней расплатиться.
На спонсоров надежда слабая. Но не могу здесь не вспомнить о той поддержке, которую мне оказал депутат Госдумы Виктор Александрович Малашенко.
3. Меня всегда очень радуют публикации наших прекрасных писателей-женщин, одна из которых живёт в Перми и часто выступает в содружестве со своим супругом, а вторая – родом из астраханских степей. Огорчений, к сожалению, немало, но о них лучше не говорить. Лучше поступать так:
От смерти никуда не деться,
Но можно ею пренебречь.
БРЯНСК
Юрий ОНОПРИЕНКО, прозаик:
1. Начал обширную (но по возможности динамичную) вещь под условным пока названием «Несбыточный роман». Именно несбыточный как символ недостижимой любви. Любовный треугольник: актриса, певица, поэт – все чистые, сильные личности. В романе вообще не будет негодяев и бед (болезней да автокатастроф). Главная беда и одновременно недостижимое счастье – любовь.
2. В 2006 году с радостью узнал, что моя повесть (опять же любовная) «Одинокая сорока» получила премию журнала «Наш современник» за 2005 год, что она же включена в «Антологию современной русской прозы», вышедшую в середине 2006 года в Пекине («Народное издательство»). В прошлом году наш ежегодный альманах «Литературный Орёл» опубликовал мою историко-приключенческую повесть «Ночной разбойник, дуэлист…», встреченную весьма благосклонно. Она о знаменитом Толстом-«Американце». Сейчас же вычитал вёрстку новой книги «Чудак-человек». Она должна выйти в нашем местном издательстве «Вешние воды». В книгу включены публицистические произведения (поскольку уже почти 29 лет работаю в газете «Орловская правда»). Там есть и фельетоны, и очерки о подвижниках духа, на которых и по сей день стоит земля Русская. Здесь мой идеал – лесковские праведники, а ещё добрые чудаки, украшающие мир.
3. В прошлом году очень порадовался книге своего товарища по писательской организации, тележурналиста и большого умницы Владимира Переверзева. Его новая книга стихов и эссе называется «Паломничество в пустыню» и просто поразила меня красотою слова и глубиною мысли.
А коллег-огорчителей давайте прощать. По молодости я их вставлял в фельетоны, выводил в художественных поверьях в роли различных вурдалаков, но сейчас от души таких бедняг жалею. Быть может, когда-то вот так пожалеют и меня.
ОРЁЛ
Евгений ШИШКИН, прозаик:
1. Жизнь намного богаче наших представлений о ней и все планы переиначит. Точно так же и литература: задумал одно, а вышло другое. О планах в части прозы я предпочитаю не говорить, а по части публицистики отвечу: работаю над статьёй «Рассадники ксенофобии». Эти «рассадники», по-моему, находятся во властных структурах, в СМИ, на ТВ, в общественных конторах, а уж никак не в Кондопоге; кстати, толчком к написанию данной статьи послужила надпись на заборе «Кондопога – город-герой»…
2. По-прежнему сотрудничаю с журналами «Наш современник» и «Роман-газета», а также поддерживаю давние хорошие связи с добрым хорошим журналом «Подъём» – жаль, что малотиражным. Но при этом и многотиражные издания, такие как «Смена», тоже не забываю. На издательства жаловаться не могу: всё, что написано, издано. Даже переизданы некоторые работы двадцатилетней давности. Последнее – в издательстве «Гелеос» вышел роман «Закон сохранения любви». В 2006 году выходили повести в издательстве «Амадеус». Увидела свет и книжка критических статей «Монстры и пигмеи». Готовится к переизданию роман «Бесова душа».
В целом беспокоит не отсутствие книг и публикаций, а неуклонное вымирание русских читателей, тех, для кого книга – добрый собеседник, тех, кого зачаровывает язык, подкупает художественный образ. К сожалению, художественная литература становится продуктом элитарным. Надо быть духовно очень свободным человеком, чтобы вместо потери времени у «ящика» взять в руки томик стихов Баратынского или книгу Тургенева…
3. Радуют работы, как правило, провинциальных авторов. У них нет груза столичного снобизма, нет пошлости, вертлявости и безумного желания понравиться московской тусовке, которая раздаёт премии и славу… Причём книги большинства «лауреатов» «больших» премий никогда не заинтересуют широкую русскую читательскую аудиторию. Порадовали роман «Путь мага» Александра Леонидова (читал в рукописи), книга стихов Владимира Жильцова «Серебряный дождь». Хочется пожелать русским авторам мужества, искренности и безоглядности.
МОСКВА
Комментарии