САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Статьи
  • 2010 год
  • №12 (6267) (31-03-2010)
  • Школа как поле битвы

Школа как поле битвы

Школа как поле битвы

Общество
Левинтова Наталия

ОТКРОВЕНИЯ

ИТАР-ТАССЧехов не любил учителей. И есть за что: вечно они или жалуются, или назидают, или многоречиво рассуждают о судьбах Отечества и его образования. Я отношусь к последним. Хотя самая близкая сердцу позиция – первая. Ну никто, никто на свете не может понять душу учителя. Везде говорят: дети, дети, дети. Они требуют защиты, они нуждаются в любви и заботе, им нужны наши внимание и общение…

Монстры. Эти беззащитные существа вроде бактерий способны съесть вас с кашей, сломать хребет и… беззаботно попрыгать на ваших костях.

– Дети, я завидую вашему оптимизму. Почему вы никак не испугаетесь приближающихся экзаменов, само название которых похоже на отрыжку чудовища, поглотившего не одну сотню худосочных троечников. До ЕГЭ осталось три месяца, а вы всё норовите вместо тренажёров по алгебре залезть в аську!

Я в который раз пытаюсь наставить одиннадцатиклассников на путь, пролегающий от аттестата до вуза, но, увы, приходится довольствоваться только единством целей. Эти семнадцатилетние детсадовцы не хотят сходить со своей, как пишут в наших умных книгах, индивидуальной траектории шалостей, проказ и всепоглощающего общения. С ума сошло поколение взращённых нами неучей на этом общении. Мне некогда позвонить подруге, поговорить со своей дочерью, а Верке с тремя двойками и одной тройкой с минусом интересно набрать в строке имя «Вася» и обрести полторы тысячи Вась со всего СНГ, и общаться, общаться, общаться… Господи, о чём же они болтают?!

Спасибо, что зашёл в школу. Справка? Верю, верю. Кто как не врачи будет заботиться о твоём хрупком здоровье. Да нет, я действительно верю, что тебе продлили бюллетень. Горло, наверное, красное? А когда мы напишем все контрольные работы, которые ты пропустил? Ты садись, садись. Посиди 45 минут с нами. Тебе не полагается? А вот мы сейчас свершим чудо и на глазах у изумлённой публики превратим лентяя в героического ученика, который нарушил строгий постельный режим, чтобы вкусить знаний об арифметической прогрессии. Ура Герою!

За дверью кабинета директора громыхает родительский голос: «Я на вас управу найду!» Учительница английского дёрнула ребёнка за ухо. Слава богу, хватило ума и совести не отрицать. Только не надо было доказывать папе, что его ребёнок несносный. Аксиомы не доказывают. У ребёнка в пятилетнем возрасте мама умерла, папа – инвалид труда, лечившийся алкоголем, бабушка в первые четыре года пребывания в школе внука и класс генерально убирала, и цветочки поливала. Так вот, бабушка эта, пропавшая из моего поля зрения, лежит тяжело больная… Не знала об этом англичанка. Не знала, потому что не учила Пашку, а он всего-то десять раз выкрикнул её имя-отчество. А когда спросила, что нужно, ответил: «Ничего». – «Тогда не кричи больше». – «А я хочу». Вот и вся история.

И пришёл отец не столько защитить Пашку, сколько рассказать о беде семейной, отстоять своё право хотя бы в вине искать утешения, потребовать, чтобы его, в этот час трезвого, уважали, а мальчонку – да, двоечник, да, сладу с ним и дома нет – пожалели. И он прав. И училка раскаялась по-настоящему и прощения попросила. И директор сто раз повинилась и пообещала наказать преступно действовавшего педагога. И отец, шаркая клюкой, дошёл до двери, обернулся: «Никуда я не буду жаловаться. Комиссии понаедут, будут вам нервы трепать. А школа-то хорошая, я сам в ней учился».

А я, когда молодой была, треснула однажды одному ученику тетрадкой тонкой по башке. Так у меня давление поднялось так, что на следующий день на работу пойти не могла: преступлением своим захлёбывалась. Лет через пятнадцать звонит мне в дверь молодой человек.

– Здравствуйте! Серёжу Курекина помните?

– Серёж, ты?

Посидели. Вспомнила и тот случай, повинилась перед ним.

– Ой, а я и не помню.  Дурак был. Вместо учёбы ползал под столами да в учителей жвачками стрелял. А теперь горбачусь на тяжёлой работе.

Нам руки распускать нельзя. Но очень хочется. Сколько раз ловила себя на этом желании. А тут думаю: спрошу у коллег, бывают у них такие желания?

Ни один не сказал «нет».

– Почти каждый день, и не один раз на дню. Не то что ударить, иной раз убить хочется.

– А было, что не сдерживались?

И вот представьте себе: все сдерживаются. Каждый день искушают беззащитные жертвы дать им подзатыльник или пинка хорошего, а они не дают.

Не делали нам прививки от агрессии, никакой психорегуляции с установкой на вечный пацифизм мы не проходили. Откуда же у нас, простых смертных женщин, не очень-то уважаемых обществом, – откуда у нас столько выдержки и самоуважения, чтобы не унижать себя нападением на младшего и злобой на несовершенного не только годами, но и сознанием? Не знаю ответа. Только бы удерживаться и дальше.

Наталия ЛЕВИНТОВА, учитель математики, МОСКВА

Конечно, детей нельзя дёргать за уши, бить по рукам линейкой и оскорблять. Обижая слабого – уничтожаешь себя. Но что делать, если «несовершенный не только годами, но и сознанием», унижает тебя?

В течение нескольких месяцев четверо девятиклассников школы № 1 города Шелехова Иркутской области издевались над учительницей физкультуры, снимая свои «подвиги» на мобильный телефон. 13 марта за излишнюю, по мнению озверевших подростков, строгость (заставляла носить спортивную форму) 73-летнюю учительницу сбили с ног и начали методично наносить ей удары ногами по животу, груди, голове…

Несколько лет назад волна детского террора прокатилась по Великобритании («Розгами бы их…», «ЛГ», № 42, 2005 г.), теперь вот, похоже, и у нас выросла новая поросль, начисто лишённая чувства сострадания и уверенная в своей полной безнаказанности. В 2007 году правоохранительные органы зафиксировали 21 случай избиения учителей, в 2008-м – 45. Когда-то на стул нелюбимой учительнице подкладывали кнопки, потом жвачку, нынче бьют её кулаками в живот…

Может быть, одного пряника для воспитания всё же мало? Нужен и кнут…

Ждём ваши мнения по адресу:
mazurova@lgz. ru

Отдел «Общество»

Обсудить на форуме


Одноклассники
Tweet
Оценить:

(Нет голосов)

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2019 год
    • № 6 (6678) (13-02-2019)
    • № 5 (6677) (06-02-2019)
    • № 4 (6676) (30-01-2019)
    • № 3 (6675) (23-01-2019)
    • № 1-2 (6674) (16-01-2019)
  • 2019 год
Новости
08.02.2019

Библиотеки Москвы создают единое книжное пространство

Сегодня даже в районной библиотеке москвич может найти не только книги, но и разного рода предложения: встречи с любимыми авторами, лекции и даже полиграфические услуги.
06.02.2019

ЛГ в Минске: новые переводы Янки Купалы

Писатель  Максим Замшев презентовал  6 февраля на Международной книжной выставке-ярмарке, проходящей в Минске.

Все новости

Книга недели
От смешного до великого.

От смешного до великого.

Александр Казакевич.
От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Рыбас Святослав

Помни Афган!

30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...

Очевидец
Неменский Олег

Разбудят ли юго-восток?

На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...

Блоги
  • #

    Сталин и план Маршалла. Рецензия статьи Юрия Тара

    Валерий Белов

  • #

    3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

    Юрий Горбунов

  • #

    Веки Вия

    Николай Юрлов

  • #

    «Я агроном и садовод, слава Богу!..»

    Дмитрий Ермаков

  • #

    Из партизанской семьи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика