САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Статьи
  • 2008 год
  • №16 (6168) (16-04-2008)
  • А кому какое дело, малина!

А кому какое дело, малина!

А кому какое дело, малина!

Искусство
Бриль Андрей

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Устоит ли берёзка? Достоит ли достояние?

Антон МЕНЬШОВ, ИТАР-ТАССГоворить об ансамбле «Берёзка» можно только в превосходных степенях. Любой сомневающийся может в этом лично убедиться, посетив концерт коллектива. Другое дело, что этот подлинный праздник русского танца, к сожалению, не столь часто случается даже в Москве, не говоря уже о других российских городах и весях. Хочется надеяться, что в 2008-м, а это год 60-летнего юбилея ансамбля, мы сможем увидеть их прекрасное искусство и ещё услышим немало добрых слов, адресованных уникальным мастерам. Сейчас же на правах заинтересованного зрителя мне бы хотелось поделиться некоторыми не вполне праздничными наблюдениями и размышлениями. 

На одном из последних концертов «Берёзки» мне понравилось почти всё. А точнее сказать, всё, за исключением единственного момента. При том что первоначальный замысел номера был в высшей степени достойным – композиция посвящалась защитникам Отечества. И когда зазвучала подобная реквиему мелодия песни «Поклонимся великим тем годам», то зрители просто не могли не откликнуться души прекрасным порывом. Но буквально тут же что-то странным образом резануло слух… Батюшки, да это же образчик из репертуара группы «Любэ»! Всё понятно, неспроста, наверное, говорят, это любимая группа пока ещё действующего президента, – но зачем же, скажите на милость, столь диковатая эклектика? Если таким образом предпринимаются попытки привлечь к высокому искусству группы ещё не охваченную ею молодёжь, то идея, без сомнения, с самого начала обречена на провал. Скорее, высокое опустится, нежели наоборот. И тому есть масса примеров. Предлагаю один, навскидку. Кто-то, возможно, помнит, несколько лет назад в подростковой среде на протяжении нескольких месяцев была безумно модной (как известно, любая мода не отличается долговечностью) песенка какого-то попсового плагиатора, который беззастенчиво, скажем так, использовал бессмертную мелодию Бородина из знаменитой оперы. Prince Igor – так, помнится, именовалось сие песенное творение. Ну и что, спрашивается, молодёжь после этого гуртом повалила в оперу? Увы. Более того, многие из тех, кому взрослые не сумели объяснить, откуда взялась сия волшебная музыка, так и не поняли, «что это, собственно, было». Нет, путь потакания вкусам не самого высокого пошиба – тупиковый. 

И тут возникает, на мой взгляд, очень серьёзный вопрос. Как долго могут просуществовать одиночные островки высокого искусства в бушующем океане агрессивной низости и пошлятины? Ведь если не предпринимать никаких серьёзных действий, то всё лучшее будет обречено или на полную изоляцию, или на деградацию. Кстати, первая рано или поздно приводит ко второй. И это относится совершенно ко всем видам искусства. А не только к судьбе народного танца, народной песни, испытывающим сегодня изрядное давление со стороны разного рода актуализаторов и модернизаторов. Ведь пока они живы, как бы громко это ни звучало, жива душа народа. И как бы ни ругали недавнее советское прошлое новоявленные разоблачители тоталитаризма, но именно в те времена (в отличие от нынешних) наша страна громко звенела песнями, продолжала звенеть. Существовало огромное количество активно работавших народных коллективов, которые позволяли людям приобщаться к творчеству, а это, в свою очередь, подобно живой воде питало вековые традиции и одновременно было едва ли не лучшей формой воспитания патриотизма. Ведь в народном искусстве так важно быть не зрителем или слушателем, а активным участником. Когда ноги сами в пляс просятся, когда хочется не только уподобиться мультипликационному персонажу и предупредить окружающих: «Щас спою!», но и действительно «грянуть удалую» своим басом-баритоном-тенором-сопрано. Чем кому бог послал, одним словом. А вспомним, что уже в детских садах представителей нашего поколения учили не только распознавать зрительные образы вождей мирового пролетариата, но и, например, водить хороводы с неспешной да прямо-таки разудало-бунтарской песней: «На горе-то ка,лина, под горою ма,лина. Ну, что ж, кому дело, ка,лина! А кому какое дело, ма,лина?!» 

А что мы наблюдаем сейчас, несмотря на шумное провозглашение «эпохи возрождения духовности»? Вот «ведущий телеведущий», неустанно поучающий нацию, в детстве хороводы явно не водил, про ка,лину-ма,лину не пел. Сейчас, надо полагать, – тем паче. Ведь иначе, надо думать, не заявлял бы многократно, самоуверенно и высокомерно перед многомиллионной российской телеаудиторией, что не только не понимает слов Фёдора Ивановича Тютчева «Умом Россию не понять…», но и решительно не согласен с ними. Как ему объяснить? Эх, кстати, наши песни без дружного «э-х-х» были бы очень неполны, согласитесь, – если б только можно было направить его на несколько годочков с телевидения в тот самый детсад! 

Впрочем, общая ситуация настолько серьёзна, грустна и даже трагична, что невозможно ограничиться одной только горькой иронией. Оглянемся вокруг. Люди, даже самые близкие, собираются редко, на похороны – чаще, чем на свадьбы. Живём, словно на гигантском кладбище, столько тяжелейших потерь понесли за последние десятилетия. Стяжательство и шкурничество одних обрекает на нищету и вымирание других. Первым достаточно низкопробной эстрадной жвачки, вторым не до песен и не до танцев. И всё же… Если не сумеем сберечь и передать будущим поколениям те сокровища народного творчества, которые передали нам, пройдя через тяжелейшие испытания, наши отцы, матери, деды-прадеды, то грош нам цена. 

Чем на самом деле располагает народ? Это наша земля, наша культура, наша история. Всё остальное… Можно сказать, приложится. Как спасти действительное (а не только «газпромовское») национальное достояние? Как способствовать тому, чтобы возрождались народные творческие коллективы, а всемирно известные ансамбли всячески помогали бы им в этом, считая именно данную часть своей работы важнейшей, более важной, чем зарубежные гастроли?
Очень бы хотелось услышать на сей счёт интересные и конкретные предложения. 

Андрей БРИЛЬ


Одноклассники
Tweet
Оценить:

(Нет голосов)

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2019 год
    • № 6 (6678) (13-02-2019)
    • № 5 (6677) (06-02-2019)
    • № 4 (6676) (30-01-2019)
    • № 3 (6675) (23-01-2019)
    • № 1-2 (6674) (16-01-2019)
  • 2019 год
Новости
08.02.2019

Библиотеки Москвы создают единое книжное пространство

Сегодня даже в районной библиотеке москвич может найти не только книги, но и разного рода предложения: встречи с любимыми авторами, лекции и даже полиграфические услуги.
06.02.2019

ЛГ в Минске: новые переводы Янки Купалы

Писатель  Максим Замшев презентовал  6 февраля на Международной книжной выставке-ярмарке, проходящей в Минске.

Все новости

Книга недели
От смешного до великого.

От смешного до великого.

Александр Казакевич.
От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Рыбас Святослав

Помни Афган!

30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...

Очевидец
Неменский Олег

Разбудят ли юго-восток?

На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...

Блоги
  • #

    Сталин и план Маршалла. Рецензия статьи Юрия Тара

    Валерий Белов

  • #

    3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

    Юрий Горбунов

  • #

    Веки Вия

    Николай Юрлов

  • #

    «Я агроном и садовод, слава Богу!..»

    Дмитрий Ермаков

  • #

    Из партизанской семьи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика