САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Статьи
  • 2008 год
  • №22 (6174) (28-05-2008)
  • Нежные звуки грома

Нежные звуки грома

Пирогов Лев

Нежные звуки грома

Литература
Пирогов Лев

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

Лев ПИРОГОВ

Есть в фантастической литературе такой увлекательный жанр: «альтернативная история». Взять, например, рассказ Рея Брэдбери «И грянул гром». Некий путешественник отправляется в далёкое-далёкое прошлое и случайно убивает там бабочку. Возвращается – а дома всё не так. И вывески не такие. И президент не тот. И жить неохота. Убийство бабочки изменило картину мира. 

Путешествовать по «альтернативным мирам» крайне занятно. Что было б, если бы Тверской князь Михаил перехватил у изнемогшего на Куликовом поле Дмитрия Донского первенство? Скорее всего, ничего особенного. Орда всё равно бы распалась, иго сгинуло, а Русь поднялась бы, как то положено молодому и богатому людьми государству. И висела бы в столичном музее картина художника Поленова под названием «Тверской дворик». Пустырь, выгоревшие на солнце макушки, церковка. Тверичи смотрели бы на неё и вздыхали: куда всё делось? 

А на Боровицком холме, представьте, росли бы сосны. И гуляли бы под ними мамы с колясками. Неглинка, так и не закопанная под землю, по-прежнему струила бы свои грязноватые, но всё же не канализационные воды в Москву, к которой никому бы в голову не пришло добавлять «река», и так понятно. Город Воронеж стоит на реке Воронеж, а город Москва стоит на реке Москве. Славится щелястыми заборами, душистыми пирогами, зарослями лопухов вдоль щелястых заборов и бетонным зданием районной администрации. Приятно прогуляться по такой альтернативной Москве, зная, как оно всё случилось «на самом деле». 

А попробуем представить себе альтернативную историю русской литературы. Это просто: входишь в школьный альтернативный класс и смотришь на альтернативные стены. Кто на портретах? У нас ведь как было: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Мольера лик, фламандский ус Флобера... Горький покрупнее, фанерный Есенин с трубкой чуть на отшибе, ближе к уголку цветовода. Всё не случайно. Всё, что называется, «отражает».
А что отражает-то?
Степень таланта этих немногих избранных? Народную любовь к ним? Политическую конъюнктуру? Почему эти, а не другие? Чтобы не сломать голову, скажем просто: официальная история русской литературы в том виде, к которому мы привыкли, отражает школьную программу. И университетский курс. 

Если бы не система образования с её насильным вдалбливанием в головы Белинского и Гоголя вместо «милорда глупого», история литературы выглядела бы совсем по-другому. Если бы эту историю не назначали сверху, а избирали демократично, висеть бы тогда в школьных классах Сенковскому да Крестовскому, Арцыбашеву да Боборыкину. Волеизъявление народа – дело тонкое. 

Вот взять такой документ. Называется…
Непонятно, как называется, но, в общем, каждый год Российская книжная палата подсчитывает тиражи распроданных книг. В минувшем году лидерами в борьбе за народную любовь (а значит, и память) стали следующие авторы: 1) Донцова; 2) Устинова;
3) Шилова; 4) Маринина: 5) Полякова; 6) Акунин;
7) Бушков.
Ни в «десятке», ни в «двадцатке» не найдём ни одного лауреата премий, ни «тех», ни «этих». Ни Улицкой, ни Галактионовой. Ни Быкова, ни Екимова. Ни Прилепина, ни Глуховского – никого из тех, «о ком говорят». 

Отмотаем ещё на год назад – картина та же:
1) Донцова; 2) Устинова; 3) Шилова; 4) Акунин; 5) Маринина; 6) Полякова; 7) Семёнова.
Ещё на год назад: 1) Донцова; 2) Устинова; 3) Полякова; 4) Маринина; 5) Куликова; 6) Шилова: 7) Акунин.
Однако тенденция.
Опираясь на которую, вполне можно заказывать портреты для украшения школьных классов недалёкого будущего.
Ведь экзамен-то по литературе высокие чиновники отменили.
Не моего крошечного ума дело гадать зачем. Может, он препятствовал вхождению РФ в братскую семью просвещённых европейских народов (ведь классика-то у нас экстремистская, в особенности Гоголь и Достоевский), а может, экзамен по литературе отвлекал будущего менеджера и нефтедобытчика от приобретения необходимых профессиональных навыков. На то они и высокие чиновники, чтоб мыслить стратегически, перспективно, извилинами даль проколупывая. Они обо всех заботятся, а мы только о себе, о своей лягушачьей кочке. 

И вот какая с кочкиной высоты вырисовывается картина. Когда-то, во времена Боборыкина, необходимыми составными частями образовательного минимума считались умения рисовать, музицировать, фехтовать и скакать на лошади. Смешно вспомнить, не правда ли? Как уродливые рудименты того времени, в школьной программе до сих пор присутствуют «пение», «рисование» и «физкультура». Держат их там из жалости – «для анекдотов». Как люди относятся к учебным дисциплинам, которые не надо сдавать? Плюют на них. И правильно делают: указ был. Но проблемы образования оставим газете «Первое сентября». А вот литературе-то что с этого? Как она изменится от того, что кто-то где-то «раздавил бабочку»? 

С литературой, думается, всё будет так, как уже теперь обстоит с изобразительным искусством и музыкой. Кто у нас главные художники нынче? Во-первых, Шилов. Во-вторых, Церетели. В третьих, Олег Кулик. А главные музыканты? Игорь Крутой – у него «растяжка пианиста» – во, я сам в журнале «Семь дней» видел! 

Остальные художники и музыканты существуют где-то в резервациях. Если их история и пишется кем-то, то исключительно для внутреннего употребления. Сколько резерваций по интересам, столько историй. А единой – национальной – нет. 

Впрочем, с точки зрения исторического материализма дело не в бабочке и не в отменённом экзамене. Дело в «закономерных процессах». Была бы Русь Тверской или Московской – от этого зависело бы лишь название картины Поленова, но не сама картина. И логичнее всего было бы представить себе такой «альтернативистский» сюжет. Некая злонамеренная организация отправляет в прошлое специального киллера, чтобы извести под корень литературу. Киллер последовательно убивает Пушкина, Мильтона, Гомера и Баратынского. Потом возвращается в российский 2008 год, покупает в супермаркете соевый йогурт (они же вегетарианцы все), поливает любимый кактус на подоконнике, включает радио, Интернет, телевизор… и ничего.
Всё, как и было, по-прежнему. И президент. И йогурт. И вывески.
Злонамеренная организация в бешенстве – за такую работу деньги обратно!..
А кто же ей виноват-то? Меньше фантастики читать надо было.

Обсудить на форуме


Одноклассники
Tweet
Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2019 год
    • № 6 (6678) (13-02-2019)
    • № 5 (6677) (06-02-2019)
    • № 4 (6676) (30-01-2019)
    • № 3 (6675) (23-01-2019)
    • № 1-2 (6674) (16-01-2019)
  • 2019 год
Новости
08.02.2019

Библиотеки Москвы создают единое книжное пространство

Сегодня даже в районной библиотеке москвич может найти не только книги, но и разного рода предложения: встречи с любимыми авторами, лекции и даже полиграфические услуги.
06.02.2019

ЛГ в Минске: новые переводы Янки Купалы

Писатель  Максим Замшев презентовал  6 февраля на Международной книжной выставке-ярмарке, проходящей в Минске.

Все новости

Книга недели
От смешного до великого.

От смешного до великого.

Александр Казакевич.
От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Рыбас Святослав

Помни Афган!

30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...

Очевидец
Неменский Олег

Разбудят ли юго-восток?

На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...

Блоги
  • #

    Сталин и план Маршалла. Рецензия статьи Юрия Тара

    Валерий Белов

  • #

    3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

    Юрий Горбунов

  • #

    Веки Вия

    Николай Юрлов

  • #

    «Я агроном и садовод, слава Богу!..»

    Дмитрий Ермаков

  • #

    Из партизанской семьи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика