Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Распространение
  • Рекламодателям
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Премия А.Дельвига
  • Новости
  • Литературный резерв
  • Муза Тавриды
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Афиша
  • Колумнисты
  • Блоги
  • Авторы
  • Опрос

23 апреля Понедельник

Всемирный день книги и авторского права.

24 апреля Вторник

120 лет назад родился Анатолий Кторов, актёр МХАТа и киноактёр

25 апреля Среда

90 лет назад родился (ум. 2013), Юрий Яковлев советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР

26 апреля Четверг

День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф

27 апреля Пятница

День российского парламентаризма

28 апреля Суббота

День химической безопасности

29 апреля Воскресенье

Международный (Всемирный) день танца

Свернуть
Развернуть
Сегодня 26 апреля 2018 года: День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф
  • Главная
  • Статьи
  • 2008 год
  • №3-4 (6156) (30-01-2008)
  • Оркестр клуба сериальных рефлексов академика Павлова

Оркестр клуба сериальных рефлексов академика Павлова

Оркестр клуба сериальных рефлексов академика Павлова

Телеведение
Романов Николай

ТЕЛЕМУЗЫКА

Несколько десятилетий назад музыку для кино- и телефильмов писали Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Хренников, Дунаевский, Таривердиев, Гладков, Рыбников... Теперь выдающиеся композиторы (такие как Эдуард Артемьев) для кино ещё пишут, но что мы слышим в многочисленных телесериалах?
В комедии 1940 года «Музыкальная история» был памятный персонаж (незабываемая роль Эраста Гарина) – композитор-халтурщик Тараканов, сочинявший «Физиологическую симфонию». Кроме сногсшибательного названия, в симфонии ничего более не было. Нам не суждено было услышать ни такта, лишь мельком увидеть партитуру с гигантскими «картошками» в треть нотного листа.
Время прошло, сегодня расплодившаяся армия новых таракановых, подхватив знамя халтуры, вкалывает, не покладая… здесь я затрудняюсь сказать, какую именно часть своего тела положили на алтарь творчества создатели музыки для телесериалов. Но факт остаётся фактом: в процессе этой деятельности у сериальных таракановых почти не задействованы области, отвечающие за творческую деятельность.
Поразительно, но тема сериальной музыки до сего дня практически не изучена. Знакомый музыковед – по моей просьбе – долго пытался вникнуть в суть этого загадочного явления. Ответ я так и не получил: обладатель двух консерваторских образований надолго слёг с расстройством нервной системы и запретил своим домашним даже пускать меня на порог до его полного выздоровления.
Не хочу приводить примеры отдельных сериалов. Не потому, что стесняюсь, а потому, что у читателя может возникнуть ложное представление о том, что бывает хорошая сериальная музыка. Фоновый ряд (саундтрек) любого современного телесериала – это набор звуков, которые задуманы для того, чтобы отражать духовный мир героев. И тут мы совершаем открытие: сериальная музыка – это звукоряд, воздействующий на рефлекторную область головного мозга с целью добиться простейшей реакции! Опытные физиологи называют этот процесс «доением мозга».
Из всей сериальной музыки мне запомнились только две мелодии: первая – вступительная песенка из «Моей прекрасной няни» (да и та скопирована из американского оригинала), вторая – все остальные мелодии из всех сериалов, слившиеся в одно утомительное нечто.
Кто-то скажет, что при поточном производстве телесериалов невозможно заниматься творчеством в каждом отдельном случае. То есть сериалы – это жанр, в котором халтура неизбежна. Неужели земля наша оскудела талантами? Талантливые сочинители есть, но гонорары получают другие. Места у кормушки мало, в тесноте сильные давят слабых. Побеждает не тот, кто напишет хорошую музыку, а тот, кто напишет музыку к пятнице.
«Без музыки жизнь превратилась бы в ошибку», – писал Фридрих Ницше. Появление сериальной музыки превратило просмотр телепередач в болезнь. Или же над нами проводится медицинский эксперимент, имеющий целью перекроить разум населения страны путём выработки неких рефлексов?
В биологии рефлекс – простейший, бессознательный ответ организма на раздражение. Как известно, изучение условных рефлексов связано в первую очередь с именем академика Павлова и его опытами с дворнягами. Нашему зрителю также предложено уравнять себя с дворовыми псами, у которых – путём однообразной и халтурной сериальной музыки – вырабатывают так называемый динамический стереотип.
Конечным результатом такого эксперимента над нашим мозгом станет реакция на звук, без участия мозга. Сегодня сериальная музыка достигла таких вершин, что разум уже не воспринимает картинку. Мы непроизвольно реагируем на музыку, не задумываясь над тем, что происходит на экране. Процесс просмотра телесериала принимает чисто физиологический характер.
Как жаль, что основоположник русской физиологии Иван Михайлович Сеченов не дожил до наших дней! Сколько бы ещё «открытий чудных» он совершил, регистрируя рефлексы телезрителей…
Кто-то сказал, что незачем тратить деньги на плохое кино, когда можно остаться дома и смотреть плохое телевидение. Зачем платить деньги за плохой концерт, когда можно остаться дома и послушать плохую музыку? Главным искусством безвестного сочинителя для сериалов становится умение высчитать момент, когда действие становится особенно занудным, и тогда бодрым мажорным аккордом заставить зрителя вздрогнуть, протереть глаза и вновь уставиться на экран, силясь вспомнить предыдущие эпизоды. Наступило время, когда в титрах сериалов следует указывать не «музыку», а писать: «Звуки подобрал такой-то».
Испокон веку музыка оставалась искусством, призванным возвышать душу. Музыка сериалов – произведение ремесленника-декоратора, сродни рисунку на бумажной салфетке, одноразовый гламур, приходящий в негодность уже в момент использования (прослушивания). Вот почему признак высшего успеха сериала – это когда его звуки перекочёвывают с экрана в рингтоны мобильных телефонов.
Новое течение в сериальной музыке – переработка классики, когда сериалу хотят придать серьёзности и весомости. Убогость видеоряда накладывается на торжественность классической музыки, что в результате похоже на похороны здравого смысла, когда мрачный гроб несут шесть красноносых клоунов в клетчатых штанах, а покойника оплакивает вдова в чёрном бикини.
Те, кто видел мультфильм «Жёлтая подлодка», помнят, как «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» воевал с «синими», которые губили музыку, заставляли её звучать стандартно и тупо. На смену «битловскому» составу пришёл «Оркестр клуба сериальных рефлексов академика Павлова».
Сериальная музыка стала лишь одним из проявлений рефлекторной культуры, которая уже создана и властвует над нами. Рефлекторные живопись, музыка, кино, театр… Мы не сопереживаем на уровне сознания, мы рефлексируем на уровне физиологии. Работу мозга по усвоению культуры взял на себя желудок. На наших глазах музыка ТВ превращается в буквальном смысле в «танец живота». 

Николай РОМАНОВ

Обсудить на форуме


Одноклассники
Tweet
Оценить:

(Нет голосов)

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2018 год
    • № 17 (6641) (25-04-2018)
    • № 16 (6640) (18-04-2018)
    • № 15 (6639) (11-04-2018)
    • № 14 (6638) (04-04-2018)
    • № 13 (6637) (28-03-2018)
    • № 12 (6636) (21-03-2018)
    • № 11 (6635) (14-03-2018)
    • № 10 (6634) (7-03-2018)
    • № 9 (6633) (28-02-2018)
    • № 8 (6632) (21-02-2018)
    • № 7 (6631) (14-02-2018)
    • № 6 (6630) (07-02-2018)
    • № 5 (6629) (31-01-2018)
    • № 3-4 (6628) (24-01-2018)
    • № 1-2 (6627) (17-01-2018)
  • 2018 год
Новости
25.04.2018

Летний концертный зал

31 мая в 19:00 в Парке культуры и отдыха г. Жуковского состоится открытие нового масштабного проекта Московской областной филармонии
24.04.2018

Музыкальное путешествие по странам Европы

Юбилейный Десятый Международный музыкальный фестиваль в Ярославле под артистическим руководством выдающегося музыканта Юрия Башмета пройдет с 1 по 9 мая 2018
20.04.2018

Книжный квартал в центре Петербурга

XIII Международный Книжный салон пройдёт в Петербурге с 17 по 20 мая, в Михайловском манеже.
17.04.2018

«Лицей» вызывает разом уважение и тревогу. Объявлен состав жюри премии

Во втором сезоне на конкурс поступило 3069 работ, из которых экспертный совет выбирает короткий список из 20 произведений. Короткий список будет объявлен 15 мая.

Все новости

Книга недели
Владимир Бондаренко. Северянин: «Ваш нежный, ваш единственный…»

Владимир Бондаренко. Северянин: «Ваш нежный, ваш единственный…»

М.: Молодая гвардия, 2018. – 409 с.: ил. – 3000 экз. – (Жизнь замечательных людей: малая серия).
В следующих номерах

Следующий номер "ЛГ"

Вниманию наших читателей!
Следующий номер «ЛГ» выйдет в среду, 9 мая 2018 г. С Первомаем!
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Воеводина Татьяна

Они – не пыль

1 Мая, День международной солидарности трудящихся, уклончиво переименован в День...

Очевидец
Болдырев Юрий

Свой-чужой

Выборы президента; отравление воздуха газами...

Блоги
  • #

    "Литературный маяк" - апрель 2018

    Дмитрий Ермаков

  • #

    Спасиба за риформу абразаванья!

    Светлана Чеботарева

  • #

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 15. Как стать пролетарским писателем?

    Юрий Горбунов

  • #

    Дом на набережной

    Николай Юрлов

  • #

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 14. Устав Союза советских писателей принят.

    Юрий Горбунов

  • #

    Утро Пасхи

    Дмитрий Ермаков

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Премия А.Дельвига
  • Новости
  • Литературный резерв
  • Муза Тавриды
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Афиша
  • Колумнисты
  • Блоги
  • Авторы
  • Опрос
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2018
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика