Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Распространение
  • Рекламодателям
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Премия А.Дельвига
  • Новости
  • Литературный резерв
  • Муза Тавриды
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Афиша
  • Колумнисты
  • Блоги
  • Авторы
  • Опрос

23 апреля Понедельник

Всемирный день книги и авторского права.

24 апреля Вторник

120 лет назад родился Анатолий Кторов, актёр МХАТа и киноактёр

25 апреля Среда

90 лет назад родился (ум. 2013), Юрий Яковлев советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР

26 апреля Четверг

100 лет назад родился Арутюн Акопян, российский артист эстрады, фокусник, Народный артист СССР

27 апреля Пятница

85-летие празднует Леонид Рошаль, российский педиатр и хирург, «Детский доктор мира», общественный деятель

28 апреля Суббота

День химической безопасности

29 апреля Воскресенье

200 лет назад родился Александр II Романов российский император (1855-1881)

Свернуть
Развернуть
Сегодня 25 апреля 2018 года: 90 лет назад родился (ум. 2013), Юрий Яковлев советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР
  • Главная
  • Статьи
  • 2008 год
  • №30 (6182) (23-07-2008)
  • Нет тоговеселья...

Нет тоговеселья...

Нет тоговеселья...

Искусство
Антонов Валерий

СИТУАЦИЯ

«Стой! Кто идёт?»: успехи молодёжного артопрома; фото: Фёдор ЕВГЕНЬЕВМосковская международная биеннале молодого искусства порождает дикое чувство: кажется, поставь рядом с экспонатами авторов – и в столице можно смело открывать филиал Кунсткамеры.

Однако тот, кто думает, что всё в актуальном арте плохо, сильно ошибается. Гораздо хуже! Бездарно, напыщенно, скучно. Никто уже не прибивает себя гвоздями к стене, не зашивает себе рот. Даже походить обнажёнными часа полтора перед публикой, как когда-то Абрамович (о, Марина тогда была не только красивой, но и молодой!) и Улай, не каждый решится. Судите сами: fuck session группы недотыкомок («Война») посещается едва ли не по спискам. 

О чём же говорит нам этот опыт недопублично-скоротечного совокупления в музее и приглашение на оный акт лишь Важных Арт-Персон? О том, что contemporary art в такой вот умственно отсталой версии претендует на «музейное качество». И очень часто этого добивается. 

Не надо думать, что всё вышеизложенное не имеет отношения к гигантской акции «Стой! Кто идёт?» (так названа биеннале). Имеет, и прямое. Поскольку задаёт контекст существования современного художника и выявляет его заказчика. 

О самой биеннале сказать особо нечего: нам в очередной раз предложили поделки, рядом с которыми корнепластика от токаря пятого разряда выглядит воплощением мастерства и вкуса. Хотя, конечно, в среднем токарь не знаком с коллекциями Соломона Гугенхайма, это да. Что, однако, спасительно. 

Поговорить же стоит о другом: кому оно надо?
В малых дозах – всем, за пределами гомеопатии – дегенератам, которые естественным путём не размножаются. Плодить себе подобных они могут лишь воздушно-капельным путём. Высокая же концентрация «больных» необходима: когда зарубежные гранты иссякнут, хоровое требование денег прозвучит внушительнее сольного. И на него, глядишь, откликнется иной нестойкий из чиновников. 

Типичный путь в contemporary art довольно примитивен. Он начинается в подвалах, нередко – в провинции, но только там, где оперуют фонды Сороса или Форда. 

Возьмём, к примеру, группу «Синие Носы». Как самую сегодня модную. Я любил и люблю этих арт-хулиганов, но даже к ним, безусловно, умным и небездарным людям, имею претензии.
Знаете, с чего начинали «Носы» в начале века в городе Новосибирске? С видеоарта «крутых сюжетов». Слава Мизин качал из вены собственную кровь и рисовал графический автопортрет. Шокировало. Рядом с шоком уживалось отвращение. Сдержите рвотный спазм, но ряд работ тогда-ещё-новосибирцев содержит мастурбацию сквозь Энди Уорхола и извлечение из ануса кукольных фрагментов. 

Со временем первый состав «Носов» сократился до Мизина, зато к нему присоединился екатеринбуржец Шабуров, прошедший выучку ещё у «старика Б.У. Кашкина». Мерзости убавилось, скоморошества, наоборот, прибыло. На этом, впрочем, благотворное влияние нестяжателя Евгения Малахина (Б.У. Кашкина) закончилось. 

Живые и провокативные в качестве провинциальных ковёрных, «Носы» были хороши. Они влияли на арт-жизнь так, как влияет Tabasco на мясные блюда. Потребители забыли об одном: данный соус, если его употреблять в чистом виде, способен прожечь желудок. Первыми жертвами язвы стали сибиряки. 

Весёлый промысел «Носов», цинично «обувающих» наивных буржуёв с их грантами, неизбежно должен был стать «отхожим». Столица по числу халявных бабок легко перешибает периферийные арт-центры. «Носы» завоевали Москву легко и непринуждённо. Правда, для этого им пришлось продаться на корню Марату Гельману, но кого ещё они надеялись встретить в «отхожем месте»? 

Теперь их творчество – коммерция и для искусства неинтересно. Жаль: ни общество «Картинник» в целом, ни его лидер Б.У. Кашкин, ни его сподвижник, такой же бессребреник Дик – Валерий Васильев, будь они живы, не одобрили бы этот шаг. 

Так проходит «углубление» современного искусства. А «расширение»?
Здесь тоже всё поставлено на широкую ногу. До недавнего времени город Томск (250 км от Новосибирска), имеющий самую ёмкую студенческую составляющую едва ли не во всём мире (в процентах, конечно), был чист от «контемпорари». С чем, естественно, не могли мириться фонды. Не то чтобы гранты жгли их директорам ляжки – просто распространение болезни должно носить характер пандемии! И что же? Не так давно в старейшем университете Русской Азии был высажен десант из сетевого «долбо...ба» Носика, песенника Псоя Короленко, ряда фигурантов из Новосибирска, плотно и давно живущих на забугорные деньги. Акция называлась «Кухня», включала семинары и беседы об «актуальных контекстах», а на концерты Короленко билет стоил всего лишь... 50 руб.! 

Надеюсь, с Томским университетом «грантоносцы» обломились.
Но, как достойные коммерсанты, кураторы совр. арта не кладут все яйца в одну корзину. Поэтому для воспитания потомков они прибегают к негосударственным формам обучения. «Площадкой для выгула молодняка» давно стали «Фабрика» и «Актовый зал»; они готовят тех, кто завтра займёт место на стендах ВИНЗАВОДа, в галерее Art4.ru, в центре современного искусства М’АРС.
«Вертикаль власти» выстраивается посолиднее государственной! 

Для чего? Как правило, для демонстрации объёмных коллажей из мусора и иного рукоделья, достойного учащихся спецшкол. 

Кто не понял, это я о биеннале «Стой! Кто идёт?»
Есть ли у нас силы для борьбы с уничтожением культуры? Немного, но имеется. Но сначала следует понять, что совсем без «актуального арта» жить нельзя. Охальники, провокаторы, помешанные (как буйные, так и тихие) Искусству нужны – именно они порой случайно натыкаются на откровения, которые по смирению отбрасываются настоящими художниками, прекрасными ремесленниками и мудрыми проводниками традиции. Для этих «новых» господдержка не нужна – она их только портит, превращая искренний (пусть не всегда здоровый) порыв в мелкооптовый торг. 

Поэтому ни одному нормальному обществу не нужен Андрей Ерофеев на позиции заведующего отделом в главном музее страны. Его увольнение из Третьяковки можно только приветствовать. Сам он не пропадёт, зато гослегитимность актуального искусства потускнеет. Государство должно поддерживать культуру, которая есть повторение неких сакральных действий, лежащих в основе социума, а не оплачивать арт-хулиганство, не плодить беззаконие, которое в культуре опаснее коррупции, ибо размывает самые основы всегда религиозного отношения даже не к жизни – к миру и человеку. 

Нет, я не против молодёжной биеннале. Особенно теперь, когда Третьяковская галерея для современного искусства недоступна. Пусть оно займёт достойное его место – маргинального, периферийного явления. Но если центральное, то – Карфаген должен быть разрушен!
Иконы должны находиться в храмах.
Полотна Ван Гога – там, где им самое место: в борделях и кабаках.
Музеи оставим Истории и Этнографии, а также тому светскому искусству, которое продолжает путь античной красоты, средневековой духовности, вечного ремесла и даже – будем щедрыми! – сентиментального изящества. Которое тоже по сути есть наивная жажда стяжания божественных гармоний. 

Валерий АНТОНОВ

Обсудить на форуме


Одноклассники
Tweet
Оценить:

(Нет голосов)

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2018 год
    • № 17 (6641) (25-04-2018)
    • № 16 (6640) (18-04-2018)
    • № 15 (6639) (11-04-2018)
    • № 14 (6638) (04-04-2018)
    • № 13 (6637) (28-03-2018)
    • № 12 (6636) (21-03-2018)
    • № 11 (6635) (14-03-2018)
    • № 10 (6634) (7-03-2018)
    • № 9 (6633) (28-02-2018)
    • № 8 (6632) (21-02-2018)
    • № 7 (6631) (14-02-2018)
    • № 6 (6630) (07-02-2018)
    • № 5 (6629) (31-01-2018)
    • № 3-4 (6628) (24-01-2018)
    • № 1-2 (6627) (17-01-2018)
  • 2018 год
Новости
24.04.2018

Музыкальное путешествие по странам Европы

Юбилейный Десятый Международный музыкальный фестиваль в Ярославле под артистическим руководством выдающегося музыканта Юрия Башмета пройдет с 1 по 9 мая 2018
20.04.2018

Книжный квартал в центре Петербурга

XIII Международный Книжный салон пройдёт в Петербурге с 17 по 20 мая, в Михайловском манеже.
17.04.2018

«Лицей» вызывает разом уважение и тревогу. Объявлен состав жюри премии

Во втором сезоне на конкурс поступило 3069 работ, из которых экспертный совет выбирает короткий список из 20 произведений. Короткий список будет объявлен 15 мая.
02.04.2018

3 апреля 2018 года в Большом зале ЦДРИ

Вечер, посвященный 80-летию основателя легендарного "Клуба 12 стульев" "Литературной газеты" Виктора ВЕСЕЛОВСКОГО

Все новости

Книга недели
Владимир Бондаренко. Северянин: «Ваш нежный, ваш единственный…»

Владимир Бондаренко. Северянин: «Ваш нежный, ваш единственный…»

М.: Молодая гвардия, 2018. – 409 с.: ил. – 3000 экз. – (Жизнь замечательных людей: малая серия).
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Воеводина Татьяна

Они – не пыль

1 Мая, День международной солидарности трудящихся, уклончиво переименован в День...

Очевидец
Болдырев Юрий

Свой-чужой

Выборы президента; отравление воздуха газами...

Блоги
  • #

    Спасиба за риформу абразаванья!

    Светлана Чеботарева

  • #

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 15. Как стать пролетарским писателем?

    Юрий Горбунов

  • #

    Дом на набережной

    Николай Юрлов

  • #

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 14. Устав Союза советских писателей принят.

    Юрий Горбунов

  • #

    Утро Пасхи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 13. Как готовился и принимался Устав союза советских писателей.

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Премия А.Дельвига
  • Новости
  • Литературный резерв
  • Муза Тавриды
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Афиша
  • Колумнисты
  • Блоги
  • Авторы
  • Опрос
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2018
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика