САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №35 (6135) (5-09-2007)
  • Ура! Гимназия!

Ура! Гимназия!

Ура! Гимназия!

Панорама

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КТО ВИНОВАТ?"

Елена МАЗУР

Продолжение следует

Посвящается с огромной благодарностью и низким поклоном героям будничных дней – УЧИТЕЛЯМ, – бедным и мужественным во все времена.

Праздник 1 сентября был самым любимым торжеством в городе на Волге. По традиции учеников провожали в школу всем семейством. С утра тротуары расцветали движущимися осенними цветами и улыбками. Вместо музыки – юные голоса и смех.
Муж, выйдя из дома, сориентировался, встал рядом с сыном и повёл нас не тихой безопасной дорогой, а вдоль главной магистрали. Мы влились в шествие, как в колонну демонстрантов. Когда повернули в сторону гимназии, увидели, что навстречу нам движется такая же «демонстрация» и вливается в распахнутые настежь ажурные ворота, переполняя уже заполненный двор.
Напротив ворот, вытоптав газон, стояли зеваки – все улыбались. Шустрая бабуся, увидев Сашулю, выскочила к нему навстречу и всплеснула руками:
– Такого маленького и туда же!.. Изверги родители!
Саша слово «изверги» понял как «молодцы» и заулыбался:
– Мне шесть лет.
Девица-десятиклассница взяла Сашу за руку и спросила:
– Как твоя фамилия?
– Моя фамилия?.. Я забыл.
Девушка рассмеялась и сказала:
– Я тоже забыла, когда первый раз в первый класс…
...Гимназисты построились, взрослые произнесли короткие приветственные речи, и малыши-первоклассники смело двинулись… покорять крутые ступени знаний.
За первой девочкой шагал Саша, согнув спину и сосредоточенно глядя под ноги, – встретившая у ворот девушка крепко сжимала его руку. Саша достиг вершины – школьного широкого крыльца, разогнулся, и… тяжеловесный ранец потянул его на следом карабкающуюся девчушку. Коленка физрука удержала 19 первоклашек в вертикальном положении. Первый «А» исчез за дубовыми дверьми.
Вчера на собрании родителям обещали накормить детей обедом и отдать ровно в 12.

Валентина Семёновна быстро расставила цветы на подоконниках и рассадила детей, помогая снять тяжесть с плеч.
– Ранец будет стоять на полу рядом с партой, – повторила она 19 раз. Тяжести её не удивляли. Родителей воспитывать поздно, а дети принесут…
– Саша, а где твой ранец?
– Там… где-то.
Старая гимназия была щедра на свет – окон много, на простор и высоту тоже не поскупилась. Все три класса находились в отдельном крыле здания, и они по своей лестнице поднимались на третий этаж. Где-то там и потерялся Сашин ранец…
Дверь приоткрылась, ранец «заглянул» в класс, «попрыгал» вверх-вниз, привлёк внимание учительницы и был отдан хозяину.
Валентина Семёновна неспешно провела процедуру знакомства. В процессе, проходя вдоль рядов, она каждого ребёнка приподнимала и усаживала поудобнее – ей казалось, что дети съезжают с сидений на пол. После третьей «перетряски» сообразительная детвора, стараясь «вырасти» на глазах учительницы, присмирела и, вытянув шейки и задрав головки, застыла в ожидании похвалы. Валентина Семёновна вспомнила, что каждые четыре года, переходя от десятилеток к первоклассникам, 1 сентября она рефлекторно наклонялась, проверяя, как далеко сползли на пол семилетки. «Задёргала я шестилеток», – подумала учительница, улыбнулась им, и они задвигались, загалдели… Мальчик с последней парты вывалился в проход, и класс засмеялся вместе с ним. Волосы и глаза озорника с рыжим отливом, веснушек на милой мордашке – россыпь! Сам собой очень доволен. «Ну вот и «клоун» объявился!..»
Валентина Семёновна попросила детей достать школьные ножницы – тупые, зелёные, в красном кожаном «карманчике». Собрала их в коробку:
– Они для ваших уроков изобразительного и прикладного искусства. Пожалуйста, выложите на парты всё железо… всё же-лез-но-е, металлическое. Вы меня поняли?
Дети поняли и выложили: кольца, серьги, бусы, брошки, зеркальца, значки, гайки, гаечные ключи и… два будильника в придачу, не считая несчётного количества перьевых авторучек, которыми Союз писателей страны мог бы написать тысячи томов «Войны» – для мальчиков и миллион томов «Мира» – для девочек. Удивлённая, но невозмутимая учительница, собрав в коробку щедрый «урожай», решила продолжить просьбы:
– Прошу, если есть о-пас-ны-е железные предметы…
Нашлись и опасные: пилочки для ногтей, маникюрные и портновские ножницы, напёрстки и «грибы» для штопки; шурупы и отвёртки, гвозди и молотки, напильники и лобзики.
– А теперь… – Не будь Валентина Семёновна педагогом, она бы не просила, а приказала: «Выкладывайте всё, что у вас там!..» И, не глядя, смела всё в коробку и выбросила на помойку! Но… она, педагог со стажем, умеет держать себя в «ежовых рукавицах»: – А теперь, пожалуйста, выложить всё-всё-всё, кроме тетрадей и игрушек.
Выложили… Всё-всё-всё, что нашлось в доме пригодного для учения в школе, – даже дуршлаг влез в ранец, не говоря о крышках, засаленных сковородочках, ножах–вилках–ложках–поварёшках, белоснежных салфеточках с вензелями или инициалами – это девочки позаботились, а мальчики выложили: очки в футляре, колоды карт (обычные и для пасьянса), разнообразные перочинные ножи от мала до велика – по пять лезвий в каждом, а прочих открывашек… вес нетто одного такого – полкило, опасные бритвы с кисточками для бритья, но без мыла, машинку для стрижки волос, свёрла и одну дрель.
Впервые Валентина Семёновна растерялась… на несколько секунд, и добрые дети выгребли из ранцев всё! Пудреницы, губные помады, тушь для ресниц, щипчики и карандашики для бровей – всё мамино; произведения глиптики: интелия и камея, диадема – из прабабушкиных наследств; два слона с тремя моськами, три медведя, стол без ножки, два медведя с корзинами на спинах: с Машей и без, но с пирожками, бюст Гомера без глаз, Венера Милосская без головы и… штопор, инкрустированный каменьями, – всё добро из начала прошлого и конца позапрошлого веков.
– Разрешите, я ваше добро разложу у себя на столе?
Доверчивые дети разрешили. Озорник с последней парты показал большую медную серьгу, вставил её в нос и изобразил папуаса, пропев мелодию из известного фильма, – представление так понравилось, что парты, пританцовывая, начали передвигаться ближе к двери.
– Дети! Де-ти! У меня есть вопросы! – Валентина Семёновна подняла ладонь – класс успокоился. – Чьи очки? Бабушкины? – спросила она у мальчика, сидевшего напротив. – У тебя есть свои…
– Мои для близи, а у бабушки для дали.
– Отдай бабушке. Наш врач-окулист проверит зрение у всех. Достаём по одной… од-ной тетради для рисования.
– У меня – три.
– И у меня!
– А у меня – пять!
Весь класс вскочил. Озорник с улыбкой заявил:
– Дома.
И класс, разочарованный, сказав «дурак», медленно осел.

Дети пыхтели – рисовали, кто как провёл лето, воображение рисовало первую пятёрку, которой они сегодня будут похваляться дома, во дворе…
…Валентина Семёновна не имела любимчиков, тем не менее в общем и целом предпочтение отдавала мальчикам: заносчивым «всезнайкам» – умом и сообразительностью они побеждали девчачью старательность и исполнительность. Среди тех и других она с первого взгляда определяла влияние мужского начала: папина дочка, папочкин сынок; иногда папу заменял дедушка – в те времена деды были сильны. Мальчик, отдавший ей бабушкины очки, выделялся мужской собранностью и основательностью – не «бабушкин внук» и не «маменькин сынок» в отличие от беспечного Саши, потерявшего ранец.
Валентина Семёновна ещё раз внимательно осмотрела «эрмитаж» на столе – что-то отсутствовало… Ох!
– Мальчики, слушать мою команду и исполнять! Встать-сесть, встать-сесть, встать-сесть. Выложить всё оружие! – И она так стукнула кулаком по столу, что «эрмитаж» и мальчишки подпрыгнули с испугу, – не прошло минуты, как «эрмитаж» был погребён под арсеналом. Учительница удовлетворённо-расслабленно села на стул: обычные стрелялки для малолеток и необычные рогатки-самоделки. Сидящий перед ней мальчик в очках поднял руку. Валентина Семёновна приветливо кивнула, мальчик встал, не громыхнув крышкой парты:
– А пиратское оружие XVI века вы тоже принимаете?
– Я всё принимаю. Что у тебя? Давай.
– Флибустьерский фитильный пистолет. – Мальчик протянул… пистолет Макарова. Непредвиденный эксцесс.
Педагог проверила содержимое магазина – пусто, выстрелила в открытое окно – осечка, выбежала в коридор и рукояткой пистолета разбила «окошечко» пожарной сигнализации. Рядом висел ПЛАН ЭВАКУАЦИИ детей в случае…. Кто-то к ней подбежал – не ребёнок – она отдала пистолет, не заметив, что это именное оружие, и… спокойно вошла в класс – всем детям понаставила пятёрок с плюсами.
– Сейчас – перемена. Поиграем в игрушки?!
Детишки вмиг под игрушками погребли арсенал с «эрмитажем». Учительница мужественно играла с детьми, оберегая погребённое.

…Валентина Семёновна – педагог младших классов с 25-летним стажем – рослая, в теле, русые волосы, украшавшие её голову в молодости, потускнели, поредели, голубые глаза сменили озорной блеск на постоянную скрытую озабоченность, и, как она считала, государственная ответственность, не согнув её спины, не «украсила» привлекательного лица преждевременными глубокими морщинами на лбу, переносице и у рта, профессионально изменила и упрочнила её характер; она с годами приобрела спокойствие и рассудительность – оставила попытки всем угодить, всех понять, а сосредоточилась на главных задачах: научить детей большему, не ограничиваясь программой, внести свою благотворную лепту в их воспитание и ревностно оберегать от несчастных случаев…
…Прозвенел школьный звонок – перемена заняла около часа. Педагог, отменив урок математики, приступила к чтению. Она сидела и читала. Дети слушали незнакомые рассказы незнакомых авторов. Чтение успокоило и увлекло… Валентина Семёновна взглянула на часы – скоро 12. Она закрыла книгу и встала.
– Саша? Что слу… – Она спохватилась: не сводила детей в туалет!
– У меня бомба скоро взорвётся. Можно я на пол положу – надо пять метров до потолка…
Саша поставил бомбу в проходе у стола учительницы. Она успела скомандовать:
– Всем лечь под парты!
Детишки залегли, любопытных глаз с бомбы не спускали. Валентина Семёновна сразу поняла, что это игрушка с часовым механизмом, однако – НЕ НАША, а заграничная и какой сюрприз она преподнесёт – неизвестно. Белая стрелка накрыла красную, учительница, как на занятиях по гражданской обороне, присела на корточки и прикрыла голову руками. Послышалось шипение, звук взрыва и ребячий визг восторга – с потолка на белоснежном парашютике спускался, покачиваясь на верёвочках, парашютист. Саша скороговоркой объяснял:
– Мама перевела инструкцию с английского. Бомба заряжена на 50 выстрелов. Я сейчас посажу его назад, к спине – крючок, и рванём ещё раз! Можно, Валентина Семёновна?


Одноклассники
Tweet
Оценить:

(Нет голосов)

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2019 год
    • № 6 (6678) (13-02-2019)
    • № 5 (6677) (06-02-2019)
    • № 4 (6676) (30-01-2019)
    • № 3 (6675) (23-01-2019)
    • № 1-2 (6674) (16-01-2019)
  • 2019 год
Новости
08.02.2019

Библиотеки Москвы создают единое книжное пространство

Сегодня даже в районной библиотеке москвич может найти не только книги, но и разного рода предложения: встречи с любимыми авторами, лекции и даже полиграфические услуги.
06.02.2019

ЛГ в Минске: новые переводы Янки Купалы

Писатель  Максим Замшев презентовал  6 февраля на Международной книжной выставке-ярмарке, проходящей в Минске.

Все новости

Книга недели
От смешного до великого.

От смешного до великого.

Александр Казакевич.
От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Рыбас Святослав

Помни Афган!

30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...

Очевидец
Неменский Олег

Разбудят ли юго-восток?

На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...

Блоги
  • #

    Сталин и план Маршалла. Рецензия статьи Юрия Тара

    Валерий Белов

  • #

    3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

    Юрий Горбунов

  • #

    Веки Вия

    Николай Юрлов

  • #

    «Я агроном и садовод, слава Богу!..»

    Дмитрий Ермаков

  • #

    Из партизанской семьи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика