САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Статьи
  • 2008 год
  • №36 (6188) (10-09-2008)
  • Когда из танцауходит танец

Когда из танцауходит танец

Когда из танцауходит танец

Искусство
Маликов Евгений

КНИЖНЫЙ РЯД

Ленинградский балет 1960–1970-х годов. – Санкт-Петербург: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский институт истории искусств, 2008. – 224 с.: ил.

Балет – в той же степени «королевское искусство», в которой алхимия – «королевская наука». Чему нужно просто верить, ибо доказать это современному человеку, считающему алхимию не более чем «лжеучением», нелегко. 

Однако «нелегко» не значит «невозможно». 

«Картинка» ленинградского балета 60– 70-х гг. ХХ века рассмотрена авторами сборника с разных сторон. Теоретическая работа Ларисы Абызовой, посвящённая хореографическому симфонизму, пытается выявить задачи, поставленные временем перед балетом. Статья Марины Ильичёвой определяет место хореографов в данной ситуации. Текст Марии Фоминой предлагает нам балет в образе синтетического спектакля и показывает, как художники-декораторы справлялись с требованиями танцевально-зрелищной конъюнктуры. И, наконец, заметки Аркадия Соколова-Каминского повествуют о тех, кто не дал умереть балету в качестве именно «королевского искусства» – танцовщиках. 

Каждая работа по-своему интересна, но только все вместе они дают представление читателю о том непростом времени в советском сценическом танце, которое было посвящено нешуточным битвам между «драмбалетом» и «танцсимфонизмом». 

Оба направления берут начало в революции. Оба через полвека скатились к мелкобуржуазности. Демократический посыл «хореодрамы» уютно разместился в мягком ложе метода Станиславского, изгнав из балета в угоду пантомиме почти всякую танцевальность кроме иллюстративной. Изначально футуристический и программно-«технологичный» танцевальный симфонизм пошёл по пути предельной формализации своего рисунка, который просто обязан был следовать каждому повороту в развитии музыкальных тем, украшенных побочными мелодическими линиями. Оба направления постарались избавиться в танце как от народной стихии, касающейся самых архаичных пластов универсального символизма, так и от аристократической составляющей, удалившей из танца все признаки «неблагородных металлов», превратившей академическую хореографию в средство алхимической трансмутации не только тела танцующего, но и духа зрителя. 

Авторы показывают, как на «вызовы времени» реагировал тот или иной художник, творивший в заданный период в Ленинграде. Причиной поисков исследователи почти единогласно провозглашают оттепель, подарившую творцу, по их мнению, подлинную свободу. Что, правда, кажется не очень верным. Да, «драмбалет» не отвечал уже ни времени, ни природе танца. Но «неоконструктивизму» и графической образной обобщённости в эстетике 60-х танец не отвечал вообще никакой! Разве что популярный в 20-е гг. «танец машин», который балетом в строгом смысле, конечно же, не был. 

Итак, «физкультурные парады» не удовлетворяли массового театрала, а «бытовая пантомима» сковывала склонную к абстрактному мышлению интеллигенцию. Поиск шёл напряжённый. Беда заключалась в том, что ответ на запрос эпохи не рождался из метафизики танца, а звучал адаптированным к ситуации повтором «речи, произнесённой по другому поводу». И если изобразительное искусство в отрыве от фигуративности опиралось на собственные корни обобщающей орнаментальности народного узора, то танец искал себя уже в чисто художественном абстрактном импрессионизме. Что, конечно, не могло не сказаться на качестве продукта. 

Зритель по-прежнему хотел смотреть, как танцуют красивые девушки, тогда как хореографы предлагали «танцующих девушек» далеко не всегда. 

Но, как отметил Соколов-Каминский, именно танцовщики, воспитанные на традиционном экзерсисе, и сохранили балет, когда идеи балетмейстерских реформ оказались исчерпанными. Сам танец воспротивился непродуктивности внетанцевальных поисков, вернувшись к народно-аристократическому «непустому развлечению». Ведь ещё Перро–Коралли–Петипа блестяще доказали, что «симфонизм» вполне разрешаем в рамках классики («Жизель»), а Лев Иванов дал понять, как можно отвечать на самые универсальные и драматичные вопросы бытия в той же системе («Щелкунчик»). 

Евгений МАЛИКОВ


Одноклассники
Tweet
Оценить:

(Нет голосов)

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2019 год
    • № 6 (6678) (13-02-2019)
    • № 5 (6677) (06-02-2019)
    • № 4 (6676) (30-01-2019)
    • № 3 (6675) (23-01-2019)
    • № 1-2 (6674) (16-01-2019)
  • 2019 год
Новости
08.02.2019

Библиотеки Москвы создают единое книжное пространство

Сегодня даже в районной библиотеке москвич может найти не только книги, но и разного рода предложения: встречи с любимыми авторами, лекции и даже полиграфические услуги.
06.02.2019

ЛГ в Минске: новые переводы Янки Купалы

Писатель  Максим Замшев презентовал  6 февраля на Международной книжной выставке-ярмарке, проходящей в Минске.

Все новости

Книга недели
От смешного до великого.

От смешного до великого.

Александр Казакевич.
От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Рыбас Святослав

Помни Афган!

30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...

Очевидец
Неменский Олег

Разбудят ли юго-восток?

На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...

Блоги
  • #

    Сталин и план Маршалла. Рецензия статьи Юрия Тара

    Валерий Белов

  • #

    3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

    Юрий Горбунов

  • #

    Веки Вия

    Николай Юрлов

  • #

    «Я агроном и садовод, слава Богу!..»

    Дмитрий Ермаков

  • #

    Из партизанской семьи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика