Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Распространение
  • Рекламодателям
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Премия А.Дельвига
  • Новости
  • Литературный резерв
  • Муза Тавриды
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Афиша
  • Колумнисты
  • Блоги
  • Авторы
  • Опрос

23 апреля Понедельник

Всемирный день книги и авторского права.

24 апреля Вторник

120 лет назад родился Анатолий Кторов, актёр МХАТа и киноактёр

25 апреля Среда

90 лет назад родился (ум. 2013), Юрий Яковлев советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР

26 апреля Четверг

100 лет назад родился Арутюн Акопян, российский артист эстрады, фокусник, Народный артист СССР

27 апреля Пятница

85-летие празднует Леонид Рошаль, российский педиатр и хирург, «Детский доктор мира», общественный деятель

28 апреля Суббота

День химической безопасности

29 апреля Воскресенье

200 лет назад родился Александр II Романов российский император (1855-1881)

Свернуть
Развернуть
Сегодня 25 апреля 2018 года: 90 лет назад родился (ум. 2013), Юрий Яковлев советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР
  • Главная
  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 г.)
  • 2007 год
  • №43(6143) (24-10-2007)
  • Ампир немилосерден!

Ампир немилосерден!

Ампир немилосерден!

Искусство
Антонов Валерий

ВЕРНИСАЖ

Империя наносит ответный удар армии современного искусства

Скандал вокруг выставки «Соц-арт: политическое искусство в России с 1972 года», только что открывшейся в Париже, волнует не то чтобы многих, но, к сожалению, наиболее активных и «ревнивых не по разуму» граждан. Хотя, казалось бы, с чего? Подумаешь, министр культуры возразил относительно показа в выставочном зале La Maison Rouge некоторых экспонатов. Несмертельно. Конечно, художники могли потерять на этом какие-то деньги, но, говоря честно, круг авторов, сформированный Маратом Гельманом и Андреем Ерофеевым, не беден. Тем более что, как выяснилось, финансово наши мастера соц-арта только выиграли в результате перебранки. А в остальном... Позвольте, а заботит ли их остальное?
Напомним, что возмущение наших «борцов за свободу» вызвало то, что министр культуры Александр Соколов запретил для вывоза и показа за границей некоторых работ, спокойно экспонировавшихся в залах Третьяковки во время Второй Московской биеннале современного искусства. И наибольшее раздражение у него вызвала постановочная фотография группы «Синие носы» (Слава Мизин, Александр Шабуров) «Эра милосердия». Та, где «менты целуются». Она-то и стала «хэдлайнером» скандала. Хотя министр возразил и ещё по ряду произведений. «Эра» просто оказалась самой известной. На ней и остановимся позже чуть подробнее. А пока...
Имел ли министр культуры России право на тот шаг, который он сделал, безусловно, зная, что «подставляет» себя? Формально – пусть ответят юристы, но, поскольку от них протестов не последовало, получается, что имел.
Имел ли Соколов моральное право на этот запрет?
Да. И дело здесь вот в чём. Думается, в его обязанности входит и забота о том, что деятели «контемпорари арта» любят называть малопонятным сочетанием слов «репрезентация страны на международных выставочных площадках». На которых формируется, кстати сказать, образ России в глазах иностранцев.
Конечно, можно было бы плюнуть на «забугорное» мнение. Но один из главных имперских признаков – приоритет внешней политики над внутренней. Хотите жить в Империи – подчиняйтесь правилам. Не хотите – на «шарике» есть другие места. Поэтому первой заботой министра должна быть трансляция имперского сознания в хаотичные арт-массы.
Второй заботой должно быть то, чтобы создаваемое в России получило за пределами страны правильное прочтение. А этот вопрос решается уже во внеполитической терминологии. Это проблема семиотики. Которой вовсе не чуждо современное искусство. Поэтому сосредоточимся именно на этом, по возможности избегая трудных слов.
Итак, «Эра милосердия» и «Синие носы». Нам уже доводилось писать именно об этой работе в весьма комплиментарных тонах. Тогда, обозревая выставку соц-арта в рамках II ММБСИ, мы выделили «Носов» как наиболее интересных экспонентов. Не отказываемся мы от данной оценки и теперь. По-прежнему считая, что «дебилизация» мифов массового (в данном случае интеллигентского) сознания – дело для страны весьма полезное. Показывает, знаете ли, к чему может привести культивирование гуманизма, извлечённого интеллигенцией из недр романа братьев Вайнеров и озвученного Зиновием Гердтом в «Месте встречи».
Но нам известен контекст, в котором (единственно!) существует рассматриваемый артефакт «Синих носов». Парижанам же он неведом. Следовательно, прочтён он будет неправильно. Как в целом неверно будет считано всё «послание» проекта «Соц-арт». И здесь мы готовы идти дальше министра культуры: выставку нельзя было выпускать целиком! И именно из соображений искусства, культуры и прочих вещей, осязаемых довольно смутно.
Потом, заметим, искусство России вовсе не ограничивается «современным», которое тоже, кстати, весьма разное и имеет различные устремления. В том числе и вполне высокие, изложенные в рамках универсальных кодов европейской культуры. Возникает вопрос: почему наши послания не передаются «за кордон» на понятном языке? Это было бы гораздо ответственнее и – главное! – гораздо достойнее для людей, считающих себя художниками. Тем более – галеристами или искусствоведами (а к курированию проекта, напомним, приложили руку и Гельман, и Ерофеев, люди, в определённой среде известные и без скидок грамотные в чём-то, кроме торговли).
Тонкая ирония «Эры милосердия» Мизина и Шабурова, мы уверены, превратится в глазах французов всего лишь в физиологический гэг, приправленный обертонами перверсии. Что тоже в принципе искажает восприятие, ибо отношение к гомосексуализму во Франции отличается весьма сильно от такового не только в России, но и во всех странах Европы и обеих Америк.
Вернёмся, однако, к министру. Думается, он проявил здесь изрядную чуткость, сообразив, что «внутреннее» употребление хорошей (на наш взгляд) работы «Носов» сильно отличается от «наружного». Здесь министр – менее всего невежда, как бы ни старались представить его таковым многочисленные «гельминты». Соколов оказался более умным, чем наши художники и их группы поддержки.
Да и вообще требование времени – поиск большого стиля. И стиль этот формируется в недрах коллективного бессознательно. Лишь потом художники могут транслировать его. Осмелимся предположить, что выбор стилистики эпохи народом сделан. Это ампир. Стиль торжественный, тяжеловесный, не очень-то гуманный. Но – единственный из тех, которыми государства могут заявить о себе не как о временных формациях, а как об исторических константах, серьёзных игроках на «великой шахматной доске».
Милосердие в стиле Вайнеров действительно не очень-то сочетается с тем, чего жаждет Россия сегодня. Но ведь это самое милосердие и осмеяно в первую очередь в работе Шабурова–Мизина. Значит, «Носы» должны быть благодарны Соколову не столько потому, что их «рыночная цена» стала после скандала значительно выше, но и потому, что министр «завершил» труд художников. Таким ценителям парадоксов, как Мизин и Шабуров, это должно быть приятно из эстетических прежде всего соображений.
Смеётесь над гуманизмом? Мы с вами! Требуете, будучи антигуманными, бережного отношения к себе – мы с министром культуры. Акт искусства должен быть совершенен. Даже если его «дописывает» Империя «приказом по армии искусств»! 

Валерий АНТОНОВ

Обсудить на форуме



Вот он – тот самый «роковой» поцелуй. Работа арт-дуэта «Синие носы» «Эра милосердия» в конечном итоге
всё же не вошла в число экспонатов парижской выставки


Одноклассники
Tweet
Оценить:

(Нет голосов)

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2018 год
    • № 17 (6641) (25-04-2018)
    • № 16 (6640) (18-04-2018)
    • № 15 (6639) (11-04-2018)
    • № 14 (6638) (04-04-2018)
    • № 13 (6637) (28-03-2018)
    • № 12 (6636) (21-03-2018)
    • № 11 (6635) (14-03-2018)
    • № 10 (6634) (7-03-2018)
    • № 9 (6633) (28-02-2018)
    • № 8 (6632) (21-02-2018)
    • № 7 (6631) (14-02-2018)
    • № 6 (6630) (07-02-2018)
    • № 5 (6629) (31-01-2018)
    • № 3-4 (6628) (24-01-2018)
    • № 1-2 (6627) (17-01-2018)
  • 2018 год
Новости
24.04.2018

Музыкальное путешествие по странам Европы

Юбилейный Десятый Международный музыкальный фестиваль в Ярославле под артистическим руководством выдающегося музыканта Юрия Башмета пройдет с 1 по 9 мая 2018
20.04.2018

Книжный квартал в центре Петербурга

XIII Международный Книжный салон пройдёт в Петербурге с 17 по 20 мая, в Михайловском манеже.
17.04.2018

«Лицей» вызывает разом уважение и тревогу. Объявлен состав жюри премии

Во втором сезоне на конкурс поступило 3069 работ, из которых экспертный совет выбирает короткий список из 20 произведений. Короткий список будет объявлен 15 мая.
02.04.2018

3 апреля 2018 года в Большом зале ЦДРИ

Вечер, посвященный 80-летию основателя легендарного "Клуба 12 стульев" "Литературной газеты" Виктора ВЕСЕЛОВСКОГО

Все новости

Книга недели
Владимир Бондаренко. Северянин: «Ваш нежный, ваш единственный…»

Владимир Бондаренко. Северянин: «Ваш нежный, ваш единственный…»

М.: Молодая гвардия, 2018. – 409 с.: ил. – 3000 экз. – (Жизнь замечательных людей: малая серия).
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Воеводина Татьяна

Они – не пыль

1 Мая, День международной солидарности трудящихся, уклончиво переименован в День...

Очевидец
Болдырев Юрий

Свой-чужой

Выборы президента; отравление воздуха газами...

Блоги
  • #

    Спасиба за риформу абразаванья!

    Светлана Чеботарева

  • #

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 15. Как стать пролетарским писателем?

    Юрий Горбунов

  • #

    Дом на набережной

    Николай Юрлов

  • #

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 14. Устав Союза советских писателей принят.

    Юрий Горбунов

  • #

    Утро Пасхи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 13. Как готовился и принимался Устав союза советских писателей.

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Премия А.Дельвига
  • Новости
  • Литературный резерв
  • Муза Тавриды
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Афиша
  • Колумнисты
  • Блоги
  • Авторы
  • Опрос
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2018
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика