ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КТО ВИНОВАТ?"
Елена МАЗУР
Сидит Петров за своей партой и размышляет… Задание такое: сидеть и размышлять. О чём? Сказано: «О чём хотите». И почему-то размышляется о том, о чём хотелось бы забыть, да поскорее. Эх, если б это никогда не повторялось!
Смотрит Петров на Музраму и вспоминает…
Вошла в класс, вывалила кучу макулатуры на пол (мамка такую же собирает, сдаёт и нам книжки покупает), теперь сидит и копается в ней, что-то в сторону откладывает, значит, нам даст. Сказала: «Пять минут на размышления. Вы же всегда думаете, прежде чем начинаете говорить, писать, что-то делать?» Дала бы дело… ищет она для нас дела!
Найдёт – меня спросит: «О чём, Петров, думал-размышлял?» О том, скажу, что папка вчера опять пьяный пришёл… Я всегда злюсь, когда… а сделать ничего не могу. Даже не могу бабушку попросить, чтоб покормила папку гречневой кашей. Папка любит со шкварками.
Бабушка добрая, а папку-зятя невзлюбила с первого взгляда, – так мамка говорит и смеётся: «Нормальное явление». Какое же оно нормальное, если папка «из-за тёщи домой идти не хочет»?! Мамка сердится: «Нет, не из-за тёщи!» Мы все знаем, из-за чего, а чего делать, не знаем…
…Муза Илларионовна встаёт, направляется к Петрову, но обращается к его соседу:
– Пожалуйста, расскажи нам, о чём ты размышлял?
– Ни о чём.
– А ты, Петров?
– Не скажу, о чём.
– Правильно! – радуется учительница, – не всегда нужно говорить, о чём думаешь.
– Почему-у-у? – спрашивает класс.
– Потому, что сначала надо выбрать тему для размышлений и изучить материалы, которые бы помогли вам СДЕЛАТЬ пусть маленькое, но ОТКРЫТИЕ. Это не интересно?!
– Интересно! Хотим открытия открывать!.. – весь класс был в восторге, кроме ученика Петрова, – у него дома «интересно». Вчера, например…
Пришёл папка с работы поздно и грязный, младшая сестрёнка его спрашивает:
– Упал, папочка?
– Упал, доченька.
– А где ты грязь нашёл?
– Свинья всегда грязь найдёт, – плачет от стыда грозный отец большого семейства Петровых.
Бабушка рядышком:
– Была б в доме свинья – животное умное, чистоплотное (по сравнению с тобой) – скормила бы ей твою гречневую кашу! – И демонстративно несёт кашу на помойку – выбрасывать. Это бабушкин метод воспитания подрастающего поколения.
Музрама задала тему: «Кем быть?» – и раздала детям материалы для изучения. Петрову досталась статья «Наши путейцы» из местной газеты «Красный железнодорожник».
…Понятно, – продолжает размышлять Петров, – она ждёт, что я скажу: хочу быть, как папка, путейцем. Учительница, а не знает, что путейцы разные бывают… Я не хочу быть никаким путейцем.
Может, сказать, что хочу быть «красным мичуринцем» и выращивать большие нечервивые красные яблоки и груши?.. Вспоминает ученик Петров…
Весна. У тротуара стоит такси. В него пытаются влезть все Петровы с узлами и утварью.
Идёт слепой. Задел палкой кого-то из Петровых и спрашивает:
– Как мне на другую сторону к аптеке…
Повезло слепому: лекарство ему купили и с собой на дачу увезли – на шести сотках всем места хватит!
Семья Петровых увлекалась садоводством. Наконец дождались – с дерева упало одно яблоко. Спелое.
Глава семьи Петров поднял яблоко, потёр его о штаны и съел.
Яблоки для себя сделали вывод – не надо зреть! Или отдаваться червякам, или уж перезревать до морщин – дольше проживёшь.
Младший Петров этой весной как будущий гимназист отвоевал себе одну ветку на яблоне. Ходил по соседям, чему-то учился, вставал на табурет, делал Т-образный надрез, вставлял в него черенки, прикрывал паклей и обматывал нитками.
Когда с дерева упало первое спелое яблоко, над младшим стали подтрунивать:
– Когда ж твои яблоки созреют?
– Как созреют – вам скажут.
Однажды утром выходит Петров-младший из дачи, смотрит – его ветка голая. Чуть не в слёзы!.. Хотя мальчишка твёрдого характера. Бабушка обняла его за плечи и увела за дачу.
– Вот твой урожай! Я его вовремя сняла – съели бы оболтусы твой научный опыт.
Правильно сделал ученик Петров, что доверился бабушке, – попросил её пригляда, иначе и показать–похвастаться было б нечем. К празднику Великой революции он урожай в гимназию принёс и рассказал, как с одной ветки шесть сортов яблок получил. Даже одна груша среди них выросла. Птицы склевали, потому что она раньше яблок созрела. Бабушка сказала: «Не надо торопиться взрослеть – раньше помрёшь».
…И незачем быть мичуринцем, – думает Петров, – я уже есть и буду им на даче.
Зазвенел звонок. Муза Илларионовна сказала:
– Каждую среду у нас будет урок чтения «с опережением». Ведь мыслите, размышляете вы быстрее, чем читаете? И давно не маленькие… Хотите быть взрослыми…
– Хотим! Хотим быть!.. взрослыми!
Один ученик Петров, похоже, не хотел быть взрослым. Дети не успели узнать причины: пришла тётя Тома и увела класс в столовую.
Уроки чтения «С ОПЕРЕЖЕНИЕМ» по СРЕДАМ.
Прошла одна среда, вторая… Петров руку не поднимал.
В начале урока чтения третьей среды Муза Илларионовна обратилась к Петрову:
– Расскажи нам, пожалуйста, кем ты хочешь быть?
– Я размышляю…
– Ты не хочешь быть путейцем, как твой отец?
– Я не хочу кувалдой работать, хочу – головой.
Музрама растерялась… Не ту газету Петрову дала!
– Это ж замечательно! Умственный труд почётен… как и любой другой! Ты хочешь быть учёным?! Я тебе сделаю подборку из различных областей науки: космонавтики, ЭВМ, микропроцессоров, генетики, экологии… За ними – будущее! Выберешь…
– Я выбрал. Я… как вы сказали… сам сделал… подборку… – И Петров вывалил из ранца на парту ТОМ ПЕРВЫЙ. В альбом для рисования (не тетрадь) он наклеил… всю подборку, и пришлось ему этот разбухший том перевязать…
– Фу, – фыркнула Музрама, – зачем ты научный труд пере..
– …резинкой от трусов? Нечем было.
Музрама спохватилась…
– Девочки! Такая резинка используется, например, для «французского фонарика» – рукавчик такой, модный. Тихо, дети! Принесу выкройку! Всем дам. И тебе, Петров?! А-а-а, у тебя в доме женщин много… Посмотрим, кем Петров хочет…
Учительница смотрит на первую страницу, потом листает альбом и негодует:
– Это ж плагиат! На первой странице стоит твоя фамилия! Ты что, хочешь быть вором?! Тихо-тихо-тихо! Крадут не только вещи, но и прекрасные творения…
– Я не украл! Я же фамилии авторов написал!
– А надо не списывать у других, а самому сочинять! Кто нам расскажет: кем хочет быть?.. Ты, Иванова? Дети, де, ДЕТИ! Слушаем Иванову…
…ЧЕТВЁРТАЯ СРЕДА.
Муза Илларионовна входит в класс – ученик Петров лежит на задней парте.
– Петров! Почему ты не приветствуешь учителя?
– Я должен лежать на твёрдой поверхности.
– Для чего?
– Когда я вывихнул ногу, папка положил меня на асфальт, дёрнул за ногу – я встал и пошёл.
– Что ты сейчас дёргаешь?
– Средний палец левой руки, – показал Петров правую руку.
– Ученик Петров, я разрешаю вам выйти во двор и лечь на асфальт.
– Зачем? Мне и здесь… твёрдо.
– Затем… что я позвоню твоему отцу и попрошу его вправить тебе мозги.
– Ой! Я уже вправил… палец. Можно мне сесть на своё место?
– Встать! Здравствуйте, дети! Садитесь.
Петров не садится – он даёт учительнице тетрадь для рисования.
– Здесь МОИ ТВОРЕНИЯ.
Муза Илларионовна неторопливо, вдумчиво читает…
– Петров, почему рядом с твоей фамилией стоит «м.н.с.»? Иногда написано: «с папой», «с бабушкой», с…
– Они – сказали, я – записал.
– Николай Второй сказал?! Тебе?!
– Сказал. Это можно. Я узнавал.
Учительница обращается к классу:
– Дети! Поздравим ученика Петрова! ОН СДЕЛАЛ СВОЁ ОТКРЫТИЕ – ОН ВНЁС СВОЙ ВКЛАД. По-здрав-ля-ем! По-здрав-ля-ем! По-здрав-ля-ем! – дирижирует Музрама.
Окончание следует
Комментарии