Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 февраля 2018 г.
Искусство

Лидия Чебоксарова как зеркало российского гламура

11 февраля 2018
Актеры Николай Смирнов (Телятев) и Дария Лятецкая (Лидия)



В Театре Комедии – вновь премьера. На этот раз – классика из классики, «Бешеные деньги» Александра Островского, написанные в 1869 году и отразившие дух и стилистику пореформенной, т.е. уже капитализирующейся России. То, что было написано про наживание капиталов, акции и векселя, доходы и проигранные состояния, про деньги заработанные и деньги лихие, «бешеные» - все это еще четверть века назад казалось историей про далекие времена. Но колесо истории крутанулось в очередной раз, и вот уже реалии первого капитализма стали понятнее жителям современной, снова капиталистической России. Появились новые расчетливые циники Глумовы и промотавшиеся Кучумовы, честные дельцы Васильковы и «светские львицы» Чебоксаровы. Появились сверхдоходы немногих – и бедность множества, социальное расслоение и социальная зависть.

Поэтому, как в случае с «Визитом дамы» и «Драконом», театр, прежде всего в лице его художественного руководителя Татьяны Казаковой, вновь демонстрирует знание русского драматургического наследия и актуальность классики. В минималистском пространстве сцены, одетой в скромные, но элегантные «черные одежды» (художник Стефания Граурогкайте, известная своим тонким вкусом) разворачивается трагикомедия денег и чувств провинциального «бизнесмена» Саввы Василькова и московской красавицы на выданье Лидии Чебоксаровой. Французский сюжет – власть денег и власть любви – разыгрывается на русской почве, но с галльской легкостью.

Главный герой (новое амплуа разностороннего Александра Матвеева) – это предтеча Лопахина, окающий провинциал, «дикарь», как прозовет его прелестница Лидочка, но с честной душой европейского дельца, способного «любить по-русски». Он оказывается в одиночку среди погрязших в безделье «князинек» без гроша за душой, но с претензией на владение красавицей, гаеров и острословов. Нынче говорят, как в английском парламенте, думают, как при царе Горохе, а делают – да ничего не делают - таково резюме настоящих делателей того времени, созвучное и нашему. А что же красавица (прелестная и темпераментная Дария Лятецкая), которую опекает бойкая и очаровательная матушка (еще одна грань таланта несравненной Ирины Мазуркевич, поражающей способностью к перевоплощению при сохранении феноменальной женственности)? Она, эта кокетливая Лидочка, полна желания прожигать жизнь, блистать и веселиться, не думая о последствиях. Ведь есть имение батюшки, правда, увы, проданное за долги. А жить в домике в три окна представительница рода Чебоксаровых не хочет, предпочитая посулы Кучумова, оказавшиеся блефом (новая гротескная роль, почти бенефисная по звучанию, Сергея Русскина). Но «укрощение строптивой» удается: не снеся угрозы бедности, гордая красавица смиряется перед волей разбогатевшего провинциала, соглашается на роль «экономки», обучающейся премудростям хозяйства у своей свекрови в деревне. Правда, расчетливый муж сулит ей более блестящую перспективу: стать первой дамой губернского города, а потом и владелицей светского салона в Петербурге. Так, легкомысленное дворянство признает правоту и первенство нарождающейся буржуазии.

Здесь нота бене: возможно, басня про «стрекозу и муравья» времен первого русского капитализма, должна вызвать некоторое сочувствие к юной девушке, желающей порхать по жизни, и некоторое раздражение против занудного упорства ее дельца-мужа.  

Но реальности современной России таковы, что честный предприниматель воспринимается как чуть ли не единственная надежда общества, в котором «светские львицы» совсем не дворянского происхождения и пройдохи в чинах заполонили экраны, коридоры и закоулки власти. Нет уж, только не они, и Васильков, пожалуй, вызывает симпатию зала, который живо реагирует на происходящее. Кроме того, в России не только крестьянки, но и дельцы любить умеют. «Над чем хочешь смейся: над лицом моим, над моей фамилией, но над добротой!.. Над тем, что я любил ее, что после каждой ласки ее я по часу сидел в кабинете и плакал от счастья! Друг, во мне оскорблено не самолюбие, а душа моя! Душа моя убита, осталось убить тело» - восклицает Васильков и плачет. Но, слава театральным богам, это не «Бесприданница», а «комедь» из русской жизни, поэтому все заканчивается благополучно. Впрочем, первый русский капитализм все-таки имел вполне общечеловеческое лицо и мог бы эволюционировать не хуже «аглицкого», не случись снежного кома событий начала ХХ века. «Нынче не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет» - говорит Телятев (отличная работа Николая Смирнова). Но разве это вполне можно сказать про нынешний российский капитализм потомков швондеров и шариковых, для которых «денег много», потому что им раздали куски общенационального пирога? Ведь только бешеные деньги не знают бюджета, выражаясь словами героев Островского.

Но сам спектакль, заставляя призадуматься, все-таки в основном радует. Само действие столь динамично, что вся немаленькая пьеса буквально идет на одном дыхании. При этом режиссер предельно бережно относится и к тексту, и к ярким актерским образам, давая каждому из исполнителей возможность блестящего перевоплощения

в своей роли. Все это живое, легкое, увлекательно зрелище дополняется великолепными костюмами, с намеком на эпоху турнюров и мундиров, но все-таки отсылающее, скорее, ко временам чеховского модерна начала ХХ столетия. Очередной успех акимовской труппы и ее неоскудевающего фантазией и профессионализмом режиссера. И кто говорил о смерти русского психологического театра?!


Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS