11 марта в 16.00 в столичном Доме кино состоится московская презентация проекта «Влюблённые в искусство».
«Влюбленные в искусство» - это целая серия культурных событий, посвященных симбиозу разных видов искусства. Проект включает в себя: демонстрацию документальных и игровых фильмов, мастер-классы ведущих экспертов профессионального сообщества, творческие встречи, обмен опытом и открытие новых перспективных имен в отечественной культуре. Встреча проекта «Кинонаследие. Дыхание весны» будет посвящена музыке и литературе. В рамках встречи планируется показать три фильма: игровой короткометражный фильм режиссера Ильи Михайлова-Соболевского «Автобус», его документальную ленту «Наследие. Шаг в будущее» и документальный фильм режиссера Евгения Ховаева «Конкурс». О предстоящей презентации мы поговорили с генеральным продюсером проекта, режиссёром Ильёй Михайловым-Соболевским.
- Илья, расскажите как возник проект «Влюбленные в искусство»? Как вы видите его главные задачи?
- После завершения фильма «Наследие» я стал искать фестивали, в которых мог бы принять участие. Но, как оказалось, фестивалей, посвященных культуре и искусству, в стране практически нет, авторы и режиссеры не могут показать свои работы широкой публике ни на большом экране, ни на телевидении. Особенно это касается независимых режиссеров, которые снимают картины без государственной поддержки. При этом качественных фильмов этой тематики достаточно много, и они разнообразны. Многие из них объединяет желание сохранить культурные традиции нашей страны, вписать в историю имена актеров, музыкантов, танцовщиков, художников, оперных певцов и других. Ведь представители этих профессий отдали свою жизнь во имя искусства и вдохновения других людей.
Что касается главных задач проекта – это популяризация хорошего качественного кино о культуре. Необходимо показать людям то наследие, которое оставляют мастера. Еще одна важная задача – познакомить режиссеров с продюсерами и представителями бизнеса. Как бы ни высоки были материи, о которых мы говорим, без финансовой поддержки обойтись невозможно.
- Часто ли современные режиссеры игрового и документального кино обращаются в своих работах к теме искусства? Могут ли такие фильмы иметь кассовый успех?
- Да, как я уже сказал, обращаются довольно часто. И они, как мне кажется, действительно могли бы иметь кассовый успех. Но проката документального кино в России практически нет. Кинозалы просто боятся брать такие фильмы для широкого показа. Это замкнутый круг – прокатчики не берут из-за того, что публика не приучена, а публика не приучена, потому что в прокате не найти. Исключение составляют только несетевые кинотеатры, чаще всего в регионах. В Новосибирске и в Екатеринбурге мой фильм «Наследие. Шаг в будущее» шел на широких экранах с большим успехом. Но там в одном из залов документальные фильмы показывают ежедневно. Или к примеру зарубежные документальные ленты, там все обстоит совсем по-другому. Там другие бюджеты и у документалистов есть рекламная поддержка. Это то, чего не хватает российским режиссерам - даже фильмы, снятые при поддержке Министерства культуры, практически не имеют возможности быть показанными на телевидении или выйти в прокат. Мы хотим привить зрителю интерес и любовь к качественному документальному кино об искусстве и культуре, о сохранении культурного наследия. Чтобы выходя из зала, люди чувствовали гордость от того, что они увидели, чтобы понимали, что это не вымысел, не фантазия режиссера, а живые люди, которые снимают фильмы про живых людей и для живых людей.
- Каким образом вы составляли программу вечера в столичном Доме кино? Какие картины в нее вошли? Что их объединяет?
- Составляя программу этого года (это второе мероприятие проекта «Влюбленные в искусство», первое с аншлагом прошло в Петербурге год назад), мы отталкивались от литературы. Дело в том, что в 2017 году был юбилей писателя Андрея Битова, ленинградца, человека, который оставил след в литературе. Именно с него начался проект «Живая классика», который сейчас объединяет миллионы школьников по всей стране. К его 80-летию был снят фильм «Автобус» по одноименному рассказу. По ряду обстоятельств фильм писатель еще не видел. И мы надеемся, что широкий показ станет своеобразным подарком к его юбилею. Другой фильм «Наследие. Шаг в будущее» - о судьбе современного балета – побывал на множестве международных кинофестивалей, в том числе во Франции, в Чехии, Германии, Индии, Китае и вошел в программу 29-го Международного Московского кинофестиваля. Но презентации в Москве еще не было. Фильм «Конкурс» также собрал множество гран-при. Он о судьбе пианистов, участвующих в конкурсе им.Чайковского, самом престижном в профессии. И это кино тоже, несмотря на многочисленные награды, не было показано на большом экране в России. Уже, наверное, понятно, что их объединяет – это фильмы об искусстве, литературе и культурном наследии. Быть может, кто-то из героев двух последних картин станет великим артистом. А может, и нет, но это не так важно – эти ленты просто пронизаны страстью профессионалов к своему делу.
- В этом проекте вы выступаете не только в роли организатора, но и представляете свои фильмы, которые снимали в качестве режиссера. О чем эти истории?
- «Автобус» - это размышления молодой женщины, едущей собственно в автобусе. Они похожи на хаотичный поток мыслей, какой знаком каждому пассажиру общественного транспорта. Вот мост через Неву, вот случайные попутчики, вот размышления о жизни. Режиссерским ходом было некое искривление времени – героиня не просто садится в автобус, а попадает в прошлое, в конец 60-х, когда и был написан рассказ Битова.
«Наследие. Шаг в будущее» - о судьбе 4-летнего танцовщика балета, который понимает суть профессии едва ли не глубже взрослых коллег по станку. Его размышления пронизаны искренней любовью к своему делу. А взрослые при этом рассказывают о своих методах сохранения наследия русского классического балета.
- Вы уже решили, каким станет следующее событие проекта «Влюбленные в искусство»?
Так как проект «Влюбленные в искусство. Кинонаследие» ежегодный, мы на конкурсной основе отберем несколько фильмов, которые войдут в программу следующих встреч. Тематика у нас одна – это будут фильмы о сохранении культурного наследия.
Александр Венедиктов