Искусство имеет много различных граней, но это совсем не волновало уборщицу, которая выбросила экспонат арт-инсталляции, приняв его за обычный мусор. Это не шутка и не завязка для юмористического рассказа: вполне реальная история, что и впрямь произошла недавно на арт-выставке в Гонконге. Объект представлял собой обыкновенную коробку из-под фастфуда и, в результате столь изуверского обращения уборщицы, он оказался безвозмездно утерянным для человечества.
И как только у нее поднялась рука? Возможно, нужно писать новую инструкцию для уборщиц с целью ознакомления их с особенностями современного искусства. На ум сразу приходит сцена из фильма «Квадрат» режиссера Рубена Эстлунда, где мусороуборочная машина в арт-галерее смела часть инсталляции, представляющей собой несколько аккуратных кучек то ли песка, то ли строительного мусора. Шума-то было! А уж сколько шуток придумано про кем-то случайно оставленный в галерее стакан с газировкой, возле которого моментально собирается толпа зрителей, стремящихся обсудить данное произведение и разгадать его смысл. Пора бы и мне объявить свой беспорядок на рабочем столе художественной инсталляцией и, вполне возможно, мне позволят не убирать этот бардак как минимум неделю.
Ситуация действительно трагикомична. Если поискать информацию, то случай с разрушением уборщиками выставок не единичный. А если подумать, то повседневные предметы и вовсе становятся значимыми, если их расположить в определенных условиях. Так ли забавно будет это смотреться? Наверно, уже нет, ведь они способны на пробуждение мысли. И вглядываясь в глубину «Черного квадрата», воображение начинает бурлить. Но некоторых людей это не останавливает от того, чтобы выкинуть что-то подобное в мусорное ведро. Черный квадрат – он и есть квадрат, и ничего в нем нет. Или все-таки есть?
Дискуссии по поводу того, что причислять к искусству, а что нет - до сих пор ведутся, и в основном, между обычными обывателями и посетителями выставок. Между искусствоведами такой дилеммы обычно не возникает – раз уж выставили коробку фастфуда, значит, в этом был глубокий художественный замысел. Если честно, у художницы он был, да и коробка была совсем не простая, достаточно было более пристально приглядеться и заметить существенные различия, но кого это в данном случае остановило?
Но вопросы ценности современного искусства лучше оставить самим зрителям. Ведь места в этом мире хватит всем, а впечатления и вкусы у каждого человека разнятся во всем своем многообразии. И тема получилась достаточно спорной. И, возможно, кто-то сейчас тянется рукой за каким-нибудь элементом настоящего искусства и, не осознавая этого, отправляет его в черный полиэтиленовый мешок.
Границы теперь стали как никогда тонки, да и «пограничников», способных отделить одно от другого, у нас не так много. А к тем, кто есть, не особенно-то и прислушиваются. Иногда, мелочь способна все перевернуть с ног на голову, в других случаях – это никем не замеченная попытка что-то показать зрителю. Возможно, лучшим способом будет отключить все ярлыки и просто наслаждаться искусством. Иначе его и не останется.
Егор Окунев